Темы классных часов по профилактике спида

Классный час (9 класс) на тему:
Классный час «Профилактика ВИЧ-инфекции»

Данная разработка ориентирована на старший школьный возраст (15-17 лет). Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности. Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности. Предусмотрена групповая работа. В ходе мероприятия ребята отвечают на вопросы, обсуждают различные ситуации по данной теме. На заключительном этапе (рефлексии) учащиеся обдумывают, о чем они узнали, чему научились, и как они могут использовать полученные знания в жизни.

Предварительный просмотр:

Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности.

Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Участники: учащиеся 9-11 классов

Материалы: полоски бумаги 15/5 из расчета 3 на одного участника, карточки с ситуациями, карточки с обозначением ситуаций риска заражения («Высокий риск», «Риск отсутствует», «Небольшой риск»), ручки, листы бумаги.

Разделите класс на 3 группы.

Сообщение темы классного часа, разъяснение ее важности для будущего каждого человека.

Задание 1. «Ассоциации».

Скажите, что вы будете медленно называть слова. Каждый раз, когда вы назовете слово, учащиеся должны будут записывать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово или сочетание слов или короткая фраза. Задание анонимное, писать нужно разборчиво.

Громко скажите «СПИД» — и выждите паузу. Повторить слово «СПИД» 3 раза, каждый раз предоставляя время для записи ассоциации. Полоски с ассоциациями собрать и перемешать. Затем раздать по группам и зачитать. Обсудите ответы.

На доске написать ВИЧ и СПИД, спросить у школьников, знают ли они, что означают эти аббревиатуры.

Слово «СПИД» образовалось из начальных букв названия заболевания – «Синдром Приобретенного ИммуноДефицита». «Синдром» означает, что речь идет не об отдельной болезни, а о целом комплексе различных нарушений. «Приобретенный» означает, что это то, что можно приобрести или заразиться. Слово «Иммунодефицит» — сложное слово. Первая часть его означает, что речь идет об иммунной системе человека, которая существует наряду с другими системами: дыхательной, пищеварительной и т. д. А вторая часть слова — «дефицит»- означает, что эта иммунная система нарушена и работает недостаточно. Иммунная система (иммунитет) помогает нам бороться с различной инфекцией. Эту защитную функцию выполняют различные клетки крови и тканей (лимфоциты, лейкоциты, макрофаги и т. д.).

Так вот, у заболевшего СПИДом поражается именно иммунная система, в результате чего организм перестает сопротивляться инфекции. Происходит это потому, что в организм человека проникает ВИЧ — вирус иммунодефицита человека.

СПИД — это вирусное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (сокращенно ВИЧ).

Как же вирус передается от человека к человеку?

Существуют 4 биологические жидкости, которые, попав на слизистые или во внутреннюю среду организма, могут привести к заражению.

Концентрация вируса ВИЧ наиболее высока в:
— крови,
— сперме,
— секрете желез во влагалище женщин,
— грудном молоке.

В небольших количествах вирус содержится в слюне, поте, моче, слезе, но заражение через эти биологические жидкости невозможно.

Существует 3 пути, которыми зараженные ВИЧ биологические жидкости (кровь, сперма, секрет женских половых путей и грудное молоко) одного человека могут попасть в организм другого человека.

1 путь – парентеральный (при попадании вируса в кровь)

— когда переливается зараженная непроверенная донорская кровь;

— когда для введения лекарственных или каких-то других веществ, для медицинских или косметических манипуляций (например, при пирсинге, нанесении татуировки, прокалывании ушей) применяются уже кем-то ранее использованные, нестерильные, плохо обработанные шприцы, иглы, медицинские или косметические инструменты с невидимыми остатками чужой крови.

Что касается риска заражения в медицинских учреждениях, то он предельно минимален, так как в связи с начавшейся эпидемией ВИЧ Министерством здравоохранения России пересмотрены нормативные требования по проверке донорской крови, обработке и стерилизации медицинского инструментария, к работе медицинского персонала, и выполнение их строго контролируется.

2 путь – вертикальный (от матери ребенку)

К сожалению, ВИЧ-инфицированная мать может заразить через кровь своего ребенка во время беременности, во время родов или при кормлении грудью через грудное молоко. Это второй основной путь передачи ВИЧ-инфекции.

3 путь — половой.

Основной путь передачи ВИЧ-инфекции является половой путь. Дело в том, что у зараженных людей вирус в высоких концентрациях содержится в семенной жидкости (сперме) и во влагалищном секрете женских половых путей.

Итак, ВИЧ-инфекция передается:
— при незащищенном половом контакте;
— при использовании нестерильных, инфицированных игл и шприцев;
— при переливании инфицированной крови и ее препаратов;
— от ВИЧ — инфицированной матери к ребенку во время беременности или при кормлении грудью.

ВИЧ- инфекция не передается:

— воздушно-капельным путем, т.е. через воздух (ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться так же как гриппом — на улице, в транспорте, при разговоре, чихании, кашле в Вашу сторону);
— через воду, пищу;

— бытовым путем, т.е. проживая с больным человеком в одном помещении. Это значит, что совершенно безопасно пользоваться общей посудой, полотенцем, постельным бельем, туалетом, ванной, бассейном. Невозможно заразиться через рукопожатия или объятия, при поцелуях, через общую сигарету, губную помаду, через ручки дверей и телефонные трубки;

— не передается через животных, через укусы кровососущих насекомых (клопов, блох,

Диагностика ВИЧ – инфекции.

Диагноз «ВИЧ-инфекция» или «СПИД» поставить может только врач на основании лабораторного анализа крови. Анализ будет считаться положительным, если в крови человека будут найдены антитела к ВИЧ. Но надо иметь ввиду, что эти специфические антитела вырабатываются не сразу после заражения, а лишь спустя 3-6 месяцев, и этот период называется «периодом окна». Следовательно, анализ, сделанный в этот период может быть отрицательным, несмотря на наличие вируса в организме. Поэтому для того, чтобы до конца убедиться, инфицирован человек или нет, анализ необходимо повторить ещё через 3 и 6 месяцев, разумеется, уже избегая рискованных ситуаций.

Каждой группе задайте несколько вопросов.

  1. Что такое СПИД?
  2. Каковы признаки заболевания?
  3. Как можно установить заражен человек ВИЧ или нет?
  4. Что такое ВИЧ?
  5. Уменьшают ли риск заражения противозачаточные средства?
  6. Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуе?
  7. Через какие биологические жидкости передается ВИЧ?
  8. Как кровь ВИЧ — инфицированного может попасть в кровь здоровому человеку?
  9. Можно ли заразиться через одежду, личные вещи?
  10. Можно ли заразиться в бассейне, на пляже?
  11. Могут ли заразиться дети?
  12. Назовите 3 пути заражения?

Задание 3. «Ситуации»

Каждой группе дайте одну ситуацию и 3 мин на её обсуждение. Обсудите ситуации и ответьте на вопросы: насколько каждая их них опасна заражением ВИЧ?

1. Мама попросила первоклассника сына по пути из школы вынуть газеты из почтового ящика. Ребенок, вынимая почту укололся об иглу шприца (его бросил в ящик наркоман)

2. У Влада на уроке из носа пошла кровь, Инна дала ему свой носовой платок. Мальчик хотел вернуть платок после стирки, но Инна сказала, что постирает сама, и положила его в карман. После урока Инна передвигала стул и поранилась о торчащий шуруп. Рука непроизвольно потянулась в карман, где лежал платок.

3. Ира с Лешей давно встречаются. На Новый год в компании друзей они выпили шампанского, и Леша предложил Ире заняться сексом.

Задание 4. «Степень риска».

На каждую предложенную вами ситуацию контакта с ВИЧ-инфицированным человеком, группа должна поднять карточку со степенью риска заражения:
— поцелуй в щеку;
— инъекция в лечебном учреждении;
— оральный секс;
— половая жизнь в браке;
— переливание крови;
— пользование чужой зубной щеткой;
— плавание в бассейне;
— половой акт с потребителем наркотиков;
— глубокий поцелуй;
— уход за больным СПИДом;
— укус комара;
— множественные половые связи;
— прокалывание ушей;
— проживание в одной комнате с больным СПИДом;
— нанесение татуировки;
— объятия с больным СПИДом;
— пользование общественным туалетом;
— укус постельного клопа.

Спасибо ребята за вашу активность.

На отдельном листке закончите, пожалуйста, фразы:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Классный час (9 класс) на тему:
Классный час «Профилактика ВИЧ-инфекции»

Данная разработка ориентирована на старший школьный возраст (15-17 лет). Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности. Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности. Предусмотрена групповая работа. В ходе мероприятия ребята отвечают на вопросы, обсуждают различные ситуации по данной теме. На заключительном этапе (рефлексии) учащиеся обдумывают, о чем они узнали, чему научились, и как они могут использовать полученные знания в жизни.

Предварительный просмотр:

Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности.

Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Участники: учащиеся 9-11 классов

Материалы: полоски бумаги 15/5 из расчета 3 на одного участника, карточки с ситуациями, карточки с обозначением ситуаций риска заражения («Высокий риск», «Риск отсутствует», «Небольшой риск»), ручки, листы бумаги.

Разделите класс на 3 группы.

Сообщение темы классного часа, разъяснение ее важности для будущего каждого человека.

Задание 1. «Ассоциации».

Скажите, что вы будете медленно называть слова. Каждый раз, когда вы назовете слово, учащиеся должны будут записывать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово или сочетание слов или короткая фраза. Задание анонимное, писать нужно разборчиво.

Громко скажите «СПИД» — и выждите паузу. Повторить слово «СПИД» 3 раза, каждый раз предоставляя время для записи ассоциации. Полоски с ассоциациями собрать и перемешать. Затем раздать по группам и зачитать. Обсудите ответы.

На доске написать ВИЧ и СПИД, спросить у школьников, знают ли они, что означают эти аббревиатуры.

Слово «СПИД» образовалось из начальных букв названия заболевания – «Синдром Приобретенного ИммуноДефицита». «Синдром» означает, что речь идет не об отдельной болезни, а о целом комплексе различных нарушений. «Приобретенный» означает, что это то, что можно приобрести или заразиться. Слово «Иммунодефицит» — сложное слово. Первая часть его означает, что речь идет об иммунной системе человека, которая существует наряду с другими системами: дыхательной, пищеварительной и т. д. А вторая часть слова — «дефицит»- означает, что эта иммунная система нарушена и работает недостаточно. Иммунная система (иммунитет) помогает нам бороться с различной инфекцией. Эту защитную функцию выполняют различные клетки крови и тканей (лимфоциты, лейкоциты, макрофаги и т. д.).

Так вот, у заболевшего СПИДом поражается именно иммунная система, в результате чего организм перестает сопротивляться инфекции. Происходит это потому, что в организм человека проникает ВИЧ — вирус иммунодефицита человека.

СПИД — это вирусное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (сокращенно ВИЧ).

Как же вирус передается от человека к человеку?

Существуют 4 биологические жидкости, которые, попав на слизистые или во внутреннюю среду организма, могут привести к заражению.

Концентрация вируса ВИЧ наиболее высока в:
— крови,
— сперме,
— секрете желез во влагалище женщин,
— грудном молоке.

В небольших количествах вирус содержится в слюне, поте, моче, слезе, но заражение через эти биологические жидкости невозможно.

Существует 3 пути, которыми зараженные ВИЧ биологические жидкости (кровь, сперма, секрет женских половых путей и грудное молоко) одного человека могут попасть в организм другого человека.

1 путь – парентеральный (при попадании вируса в кровь)

— когда переливается зараженная непроверенная донорская кровь;

— когда для введения лекарственных или каких-то других веществ, для медицинских или косметических манипуляций (например, при пирсинге, нанесении татуировки, прокалывании ушей) применяются уже кем-то ранее использованные, нестерильные, плохо обработанные шприцы, иглы, медицинские или косметические инструменты с невидимыми остатками чужой крови.

Что касается риска заражения в медицинских учреждениях, то он предельно минимален, так как в связи с начавшейся эпидемией ВИЧ Министерством здравоохранения России пересмотрены нормативные требования по проверке донорской крови, обработке и стерилизации медицинского инструментария, к работе медицинского персонала, и выполнение их строго контролируется.

2 путь – вертикальный (от матери ребенку)

К сожалению, ВИЧ-инфицированная мать может заразить через кровь своего ребенка во время беременности, во время родов или при кормлении грудью через грудное молоко. Это второй основной путь передачи ВИЧ-инфекции.

3 путь — половой.

Основной путь передачи ВИЧ-инфекции является половой путь. Дело в том, что у зараженных людей вирус в высоких концентрациях содержится в семенной жидкости (сперме) и во влагалищном секрете женских половых путей.

Итак, ВИЧ-инфекция передается:
— при незащищенном половом контакте;
— при использовании нестерильных, инфицированных игл и шприцев;
— при переливании инфицированной крови и ее препаратов;
— от ВИЧ — инфицированной матери к ребенку во время беременности или при кормлении грудью.

ВИЧ- инфекция не передается:

— воздушно-капельным путем, т.е. через воздух (ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться так же как гриппом — на улице, в транспорте, при разговоре, чихании, кашле в Вашу сторону);
— через воду, пищу;

— бытовым путем, т.е. проживая с больным человеком в одном помещении. Это значит, что совершенно безопасно пользоваться общей посудой, полотенцем, постельным бельем, туалетом, ванной, бассейном. Невозможно заразиться через рукопожатия или объятия, при поцелуях, через общую сигарету, губную помаду, через ручки дверей и телефонные трубки;

— не передается через животных, через укусы кровососущих насекомых (клопов, блох,

Диагностика ВИЧ – инфекции.

Диагноз «ВИЧ-инфекция» или «СПИД» поставить может только врач на основании лабораторного анализа крови. Анализ будет считаться положительным, если в крови человека будут найдены антитела к ВИЧ. Но надо иметь ввиду, что эти специфические антитела вырабатываются не сразу после заражения, а лишь спустя 3-6 месяцев, и этот период называется «периодом окна». Следовательно, анализ, сделанный в этот период может быть отрицательным, несмотря на наличие вируса в организме. Поэтому для того, чтобы до конца убедиться, инфицирован человек или нет, анализ необходимо повторить ещё через 3 и 6 месяцев, разумеется, уже избегая рискованных ситуаций.

Каждой группе задайте несколько вопросов.

  1. Что такое СПИД?
  2. Каковы признаки заболевания?
  3. Как можно установить заражен человек ВИЧ или нет?
  4. Что такое ВИЧ?
  5. Уменьшают ли риск заражения противозачаточные средства?
  6. Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуе?
  7. Через какие биологические жидкости передается ВИЧ?
  8. Как кровь ВИЧ — инфицированного может попасть в кровь здоровому человеку?
  9. Можно ли заразиться через одежду, личные вещи?
  10. Можно ли заразиться в бассейне, на пляже?
  11. Могут ли заразиться дети?
  12. Назовите 3 пути заражения?

Задание 3. «Ситуации»

Каждой группе дайте одну ситуацию и 3 мин на её обсуждение. Обсудите ситуации и ответьте на вопросы: насколько каждая их них опасна заражением ВИЧ?

1. Мама попросила первоклассника сына по пути из школы вынуть газеты из почтового ящика. Ребенок, вынимая почту укололся об иглу шприца (его бросил в ящик наркоман)

2. У Влада на уроке из носа пошла кровь, Инна дала ему свой носовой платок. Мальчик хотел вернуть платок после стирки, но Инна сказала, что постирает сама, и положила его в карман. После урока Инна передвигала стул и поранилась о торчащий шуруп. Рука непроизвольно потянулась в карман, где лежал платок.

3. Ира с Лешей давно встречаются. На Новый год в компании друзей они выпили шампанского, и Леша предложил Ире заняться сексом.

Задание 4. «Степень риска».

На каждую предложенную вами ситуацию контакта с ВИЧ-инфицированным человеком, группа должна поднять карточку со степенью риска заражения:
— поцелуй в щеку;
— инъекция в лечебном учреждении;
— оральный секс;
— половая жизнь в браке;
— переливание крови;
— пользование чужой зубной щеткой;
— плавание в бассейне;
— половой акт с потребителем наркотиков;
— глубокий поцелуй;
— уход за больным СПИДом;
— укус комара;
— множественные половые связи;
— прокалывание ушей;
— проживание в одной комнате с больным СПИДом;
— нанесение татуировки;
— объятия с больным СПИДом;
— пользование общественным туалетом;
— укус постельного клопа.

Спасибо ребята за вашу активность.

На отдельном листке закончите, пожалуйста, фразы:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Классный час на тему:
Классный час «Профилактика СПИДа«

Классный час «Профилактика СПИДа«

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

классный час Профилактика СПИДа

Что такое СПИД? СПИД ( синдром приобретенного иммунодефицита) – такое название получила тяжелейшая болезнь нашего времени . Это смертельное заболевание, которое люди лечить пока не научились. Впервые СПИД был зарегистрирован в США весной 1981 года. В настоящее время в мире больных СПИДом около 1 миллиона, а зараженных – более 10 миллионов человек.

Вирус СПИДа обладает свойством поражать иммунную систему организма. Этот вирус попадает в кровь и повреждает белые кровяные шарики ( лимфоциты ), являющиеся важной защитной системой организма. Человек, зараженный вирусом СПИДа (вирус ВИЧ – это ещё не болезнь), может заболеть и умереть от обычной простуды. Дело в том, что поражение организма этим вирусом ослабляет его защитные, иммунные силы (иммунитет – это невосприимчивость к разным болезням).

Природная защита организма не справляется, её недостаточно (то есть – она в дефиците). И организм начинает разрушаться из-за простого насморка. Поэтому этот смертельный вирус называется ВИЧ-инфекция ( вирус иммунодефицита человека). Человек, зараженный вирусом СПИДа, может длительное время не чувствовать признаков заболевания и считать себя здоровым, но активно распространять инфекцию. Но однажды вирус может проснуться и начать свою разрушительную работу. И человек сгорает, как свечка.

Как выглядит это заболевание? В результате попадания вируса ВИЧ в организм: поражается иммунная система, организм становится беззащитным перед возбудителями различных инфекций, которые для здоровых людей не представляют опасности; развиваются опухоли; почти всегда поражается нервная система, что приводит к нарушениям мозговой деятельности и к развитию слабоумия.

Стадии болезни СПИДа Заражение инфекцией ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфатических узлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к ВИЧ. Скрытый период: от нескольких недель до нескольких лет. Изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудание, понос, повышенная температура тела. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Признаки СПИДа Наблюдается: Поражаются: Наблюдаются опухоли: — увеличение лимфатических узлов — повышение температуры — появление потливости — расстройства кишечника — лихорадка — похудание — воспаление легких — кожа — глаза — желудок — кишечник — легкие — центральная нервная система -кровь (сепсис) — кожи — головного мозга

Каковы же причины возникновения СПИДа? Пути передачи вируса ВИЧ: половые контакты со случайными или неизвестными партнерами без правильного использования презерватива; половые контакты с лицами, употребляющими наркотики внутривенно, или с людьми, имеющими много половых партнеров; употребление наркотиков или лекарственных веществ внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл; вирус от беременной женщины, зараженной СПИДом, ее ребенку.

Невозможно заразиться: при рукопожатии, объятиях и поцелуях, разговоре; при пользовании туалетом, ванной, дверными ручками; через посуду, бытовые предметы, постельное белье, деньги; через слезы, пот, при кашле и чихании; через кошек и собак.

Как уберечься от СПИДа? Основное условие – ВАШЕ ПОВЕДЕНИЕ: избегать случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь; избегать употребления наркотиков или лекарственных веществ внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл; использовать индивидуальные средства защиты (презервативы).

Как проверить, здоров ли ты? Узнать подробности, получить консультацию, совет, провериться на половые инфекции (в том числе и на СПИД) можно: Город Ярославль, ул.Максимова, 8, 3 этаж. Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом (анонимно, бесплатно), тел. 30-38-80. Город Рыбинск, станция переливания крови на территории гор. больницы №1 (анонимно, бесплатно).

1.»Лучшая профилактика СПИДа — это голова на плечах». 2. «Заражаются по-разному, умирают одинаково». 3. «Мы — за здоровый образ жизни!». 4. «СПИД — болезнь души». 6. СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ — вирус, ее вызывающий. 7. Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит медленно умирать. Демократ. 8. Здоровье — огромное богатство! Каждый должен хранить и тратить его с умом! 9. Сегодня мода на здоровых, добрых и умных, сильных и свободных людей. 10.Счастье и здоровье – вас и ваших детей – зависят только от вас самих !

Помните! От вашего поведения зависит ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ и ВАША ЖИЗНЬ!

Информационный час «Выбор за тобой»

— воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, информационные листки, красная бумага, ножницы, двухсторонний скотч.

Участники: обучающиеся 9 класса, врач, родители, учитель, ответственный за ЗОЖ в учреждении.

Форма проведения: ток-шоу «Выбор» с элементами веб-квеста.

Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Подготовительная работа

Создание микрогрупп, распределение ролей

Обучающиеся сами выбирали группы:

Составление маршрута выполнения задания

Работа предполагает групповой вид деятельности. Алгоритм работы:

1. Определите свою роль;

2. Изучите список информационных ресурсов;

3. Найдите необходимую информацию по теме в соответствии со своей ролью;

4. Обработайте информацию и оформите свой отчёт в виде интеллект-узла на листе формата А4.

Историки: используя интернет-источники, найти информацию о первых фактах появления ВИЧ и СПИДа.

Биологи: дать определение понятия ВИЧ, СПИД.

Найти информацию о воздействии СПИДа на организм человека.

Химики: определить химический состав СПИДа, выяснить, почему нельзя вылечить эту болезнь.

Информатики: изучить интернет ресурсы по теме, подобрать видеоролик о воздействии СПИДа на организм человека.

Арт-исследователи: найти информацию об атрибутах Дня борьбы со СПИДом, подобрать соответствующие картинки, буклеты; сделать красную ленточку своими руками.

Социологи: провести видеоопрос разных категорий людей на тему «Стоит ли говорить о СПИДе?»; провести обработку данных и результаты представить в виде видеофильма и диаграммы.

Ход проведения

1. Вступительное слово классного руководителя: Добрый день всем присутствующим! Мы часто в своей жизни делаем выбор: от обычных и банальных мелочей до жизненноважных ситуаций. Тема информационного часа, которая заявлена в плане работы класса, меня также поставила в ситуацию выбора. При обсуждении я услышала ваше недовольство и возмущение, ведь тема «избита, замылена, не интересная и скучная».

Сегодня я прошу вас также сделать свой выбор: стоит ли говорить о СПИДе или вполне достаточно той информации, которая уже давно известна всем? Прошу занять места в зале в соответствии с вашим выбором (слева занимают места те, кто считает, что о СПИДе говорить необходимо, справа — те, кто считает, что о СПИДе говорить не стоит). Подростки аргументируют свой выбор.

2. Каждый из вас обладает какой-то информацией по теме. (Высказывание учащихся)

3. А теперь слово участникам веб-квеста. Учащиеся представляют свои исследования:
Историки. По данным интернет ресурсов первые случаи инфицированности наблюдались в Африке ещё в 1959 году, в США — с 1977 года. С 1987 года процесс распространения нового инфекционного заболевания принял характер эпидемии. Болезнь сегодня зарегистрирована в 152 странах мира. В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения зарегистрировано около 2 млн. случаев СПИДа. Данные о числе ВИЧ-инфицированных в зависимости от источника варьируют от 13 до 20 млн., но, по меньшей мере, 8 млн. из них только в Африке.

Болезнь СПИД является трудно контролируемой, что объясняется:

1) отсутствием эффективных средств лечения;
2) отсутствием средств первичной профилактики (вакцинации);
3) трудностями контактов с группами населения, наиболее поражаемыми СПИДом.

Эксперты считают, что для создания вакцины потребуется от 8 до 20 лет. Заболевание характеризуется высоким уровнем летальности — 40 — 90 % За все время, прошедшее с момента описания первых случаев СПИДа , не было ни одного факта излечения или выздоровления от этого заболевания. Все носители возбудителя СПИД являются потенциально больными.

Вирусологические исследования, выполненные научными группами Люка Монтанье в Институте Пастера (Франция) и Роберта Галло в Национальном институте рака (США) позволили в 1983 году обнаружить действительную причину возникновения СПИДа — Т-лимфотропный ретровирус, получивший позже наименование HIV — hyman immunodeficiency virus (ВИЧ — вирус иммунодефицита человека).

Биологи.

Необходимо отличать ВИЧ и СПИД. Что такое ВИЧ?

В – вирус, паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.

И – иммунодефицита – состояние, при котором снижена функция иммунной системы.

Ч – человека.

Это инфекционное заболевание, при котором поражается иммунная система человека. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у инфицированного человека появятся первые признаки болезни. Ведь человек выглядит вполне здоровым, но может передавать ВИЧ.
Что такое СПИД? Это конечная стадия ВИЧ-инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма.

В результате зараженный человек становиться «беззащитным» перед микробами и опухолями. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет. Единственным признаком болезни может быть увеличение нескольких лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудение. В дальнейшем возникает воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сенгис (заражение) крови, злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного.

Химики.

Возбудитель СПИДа — это сложный по строению и химическому составу вирус. Его плавучая плотность в градиенте сахарозы составляет 1,16 гмл. В центре вириона находится его сердцевина, содержащая электронноплотный нуклеоид с вирусным геномом, а также внутренние белки. Вирусный геном, представленный РНК, ассоциирован с ферментом ОТ. Сердцевина покрыта белковой капсулой.

Снаружи располагается внешняя оболочка вириона, состоящая из двойной липидной мембраны, которую вирус приобретает при прохождении через клеточную оболочку. С липидной мембраной связан гликопротеид gp41, с которым соединен наружный гликопротеид gp120, входящий в состав отростков вириона.

При электронномикроскопическом изучении показано, что вирионы ВИЧ имеют сферическую форму, по основным морфологическим признакам соответствуют строению ретро-вирусов. Размеры вирусных частиц могут быть как более мелкие, так и более крупные. Описаны две морфологические формы возбудителя. Одна из них имеет диаметр частиц около 120 нм с полиморфной структурой сердцевины. Для второй морфологической формы характерен диаметр частиц 90 нм с мембранными проекциями и цилиндрической структурой сердцевины.

Сердцевина ВИЧ имеет вытянутую конусовидную или цилиндрическую форму, не полностью заполняет объем вириона, эксцентрически расположена. Внутри нуклеоида находятся вирусный рибонуклеопротеид и ОТ. При тщательном электронномикроскопическом изучении ВИЧ обнаружены два «латеральных тела» неизвестной природы, располагающихся под внешней оболочкой в участках, не занятых вирусным нуклеоидом.

Если говорить более понятным языком, ВИЧ относится к семейству ретровирусов. Под микроскопом он напоминает экзотический цветок очень маленьких размеров. Относится к малоустойчивым во внешней среде вирусам. Он чувствителен к химическим веществам: погибает при воздействии этилового спирта, эфира, хлорамина и даже йода. Возникает вопрос: почему же его нельзя так просто вылечить тем же йодом? Просто йод мы не можем в определённых порциях вводить в кровь – человек умрёт.
Классный руководитель: Скажите, может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону. (Учащиеся мотивируют свой выбор).

Информатики.

Мы представляем на наш взгляд наиболее удачный и современный ролик по профилактике СПИДа, т.к. здесь есть и доступная информация и интересный сюжет. (Просмотр видеоролика, комментарий).

Арт-исследователи.

1. Непременным атрибутом 1 декабря является красная ленточка. Мы нашли следующую информацию: Красная лента как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года группой The Visional AIDS Artists* Caucus. Художник Франк Мур жил в провинциальном городке. Соседи носили жёлтые ленты, надеясь на благополучное возвращение своей дочери-солдата из Персидского залива. Это убедило его, что ленточка может быть метаморфозой и дня СПИДа тоже. Идея была принята группой Visional AIDS. Реклама была сделана удачно. В листовке говорилось: «Возьмите красную ленту длиной 6 см., сверните в верхней части в форме перевёрнутой V. Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить её к одежде.

Учащиеся делают красные ленточки и обмениваются друг с другом.

2. Проект «Красная ленточка» был официально начат на 45 ежегодной церемонии Tony Awards. Всем номинантам и участникам было предложено (довольно успешно) надеть такие ленты. Согласно пресс-релизу, анонсирующему проект, «Красная ленточка станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом, — это то, что к 1 декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всём мире».

Так изображение красных лент появилось на футболках, бейсболках, ветровках, рюкзаках. Некоторые ленточки были украшены гранатами и другими камнями, даже рубинами. Ленточки появились на китайских сладостях, ёлочных шарах, почтовых марках. Хоть это не единственный символ участников СПИД-общества, но очень популярный.

3. А ещё мы подобрали информационные листовки, картинки и буклеты по теме и разместили на доске (представление материала).
Классный руководитель: А я снова обращаюсь к вам: может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону. (Учащиеся мотивируют свой выбор).

Социологи.

Просмотр видеоопроса. Мы проводили опрос разных людей (детей и взрослых). Всего было опрошено 23 человека, из них на вопрос «Стоит ли говорить о СПИДе?» положительно ответили 17, что составило 74%, и только 6 человек, что составило 26%, ответили, что это избитая тема. Из этого можно сделать вывод, что тема профилактики СПИДа актуальна для нашего города.

Классный руководитель.

А насколько действительно эта проблема актуальна для нашего города, мы просим поделиться врача. Выступление с информацией о статистике по ВИЧ и СПИД по республике и области.

Классный руководитель.

Как видите, несмотря на то что в нашем городе нет ВИЧ-инфицированных, опасность остаётся. Как вы считаете, почему?

Подростки высказывают своё мнение, предполагают изменение ситуации в связи с огромным притоком народа на строительство АЭС. Возможно, нам придётся столкнуться с такими больными людьми, возможно, в нашем учреждении появятся и ВИЧ-инфицированные дети. Как же поступить в такой ситуации?

Игра «За стеклом». Представьте, что вы встретили старого друга и хотите ему рассказать о себе. (Текст записан на доске и виден только классу и одному из участников игры). Но между вами плотное стекло. Попробуйте передать всё жестами. После игры каждый высказывает свои ощущения (страх непонимания, неловкость).

Классный руководитель.

Да, примерно так ощущают себя в обществе ВИЧ-инфицированные люди. Перед вами снова выбор: как общаться с такими людьми, чтобы не ранить их душу и не заразить себя? (ответы подростков). Думаю, несколько советов вам предложит учитель, который отвечает за ЗОЖ в нашей гимназии.

Классный руководитель.

Вы – будущие выпускники. Многие будут поступать после получения базового образования. Снова жизнь ставит перед выбором. Ведь существует бессчётное количество факторов, влияющих на человека, который оказывается в ситуации выбора. Это – непростые отношения со сверстниками, погоня за новыми впечатлениями, любопытство, стремление к протесту. Так в жизни подростов появляются алкоголь, курение, наркотики, беспорядочные половые связи, СПИД… Как сохранить своё здоровье, безопасность поведения? (обращение к тем, кто против разговоров о СПИДе, обсуждение).

Сегодня у нас присутствуют ваши родители, которые выслушали внимательно ваше мнение и могут дать хороший родительский совет (высказывание родителей).

Рефлексия.

А я снова обращаюсь с вопросом: кто изменил своё решение и считает необходимым перейти на другую сторону? Почему? (Подростки высказывают своё мнение, объясняют, какая информация была для них новой, полезной. Приходят к убеждению, что говорить о СПИДе необходимо, чтобы не забывать мер предосторожности, быть просвещённым и грамотным по вопросам сохранения здоровья).

Классный руководитель.

Самое ценное у человека – это жизнь, а в ней – здоровье. Приятно, что вы сегодня сделали правильный выбор: несмотря на то что о СПИДе много сказано, говорить стоит ещё и ещё, чтобы не заразиться самим, чтобы понять людей, уже заражённых, чтобы нести ответственность за свои поступки, за жизнь своих будущих детей. Ведь мы выбираем – жизнь. Спасибо всем за искренний разговор.

Информационный час «Выбор за тобой»

Цели:

— повышение информированности учащихся по вопросам профилактики ВИЧ и СПИДа;
— формирование навыков общения и принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях;

— формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного поведения, ответственности за свои поступки;

— воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, информационные листки, красная бумага, ножницы, двухсторонний скотч.

Участники: обучающиеся 9 класса, врач, родители, учитель, ответственный за ЗОЖ в учреждении.

Форма проведения: ток-шоу «Выбор» с элементами веб-квеста.

Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Подготовительная работа

Создание микрогрупп, распределение ролей

Обучающиеся сами выбирали группы:

Составление маршрута выполнения задания

Работа предполагает групповой вид деятельности. Алгоритм работы:

1. Определите свою роль;

2. Изучите список информационных ресурсов;

3. Найдите необходимую информацию по теме в соответствии со своей ролью;

4. Обработайте информацию и оформите свой отчёт в виде интеллект-узла на листе формата А4.

Историки: используя интернет-источники, найти информацию о первых фактах появления ВИЧ и СПИДа.

Биологи: дать определение понятия ВИЧ, СПИД.

Найти информацию о воздействии СПИДа на организм человека.

Химики: определить химический состав СПИДа, выяснить, почему нельзя вылечить эту болезнь.

Информатики: изучить интернет ресурсы по теме, подобрать видеоролик о воздействии СПИДа на организм человека.

Арт-исследователи: найти информацию об атрибутах Дня борьбы со СПИДом, подобрать соответствующие картинки, буклеты; сделать красную ленточку своими руками.

Социологи: провести видеоопрос разных категорий людей на тему «Стоит ли говорить о СПИДе?»; провести обработку данных и результаты представить в виде видеофильма и диаграммы.

Ход проведения

1. Вступительное слово классного руководителя: Добрый день всем присутствующим! Мы часто в своей жизни делаем выбор: от обычных и банальных мелочей до жизненноважных ситуаций. Тема информационного часа, которая заявлена в плане работы класса, меня также поставила в ситуацию выбора. При обсуждении я услышала ваше недовольство и возмущение, ведь тема «избита, замылена, не интересная и скучная».

Сегодня я прошу вас также сделать свой выбор: стоит ли говорить о СПИДе или вполне достаточно той информации, которая уже давно известна всем? Прошу занять места в зале в соответствии с вашим выбором (слева занимают места те, кто считает, что о СПИДе говорить необходимо, справа — те, кто считает, что о СПИДе говорить не стоит). Подростки аргументируют свой выбор.

2. Каждый из вас обладает какой-то информацией по теме. (Высказывание учащихся)

3. А теперь слово участникам веб-квеста. Учащиеся представляют свои исследования:
Историки. По данным интернет ресурсов первые случаи инфицированности наблюдались в Африке ещё в 1959 году, в США — с 1977 года. С 1987 года процесс распространения нового инфекционного заболевания принял характер эпидемии. Болезнь сегодня зарегистрирована в 152 странах мира. В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения зарегистрировано около 2 млн. случаев СПИДа. Данные о числе ВИЧ-инфицированных в зависимости от источника варьируют от 13 до 20 млн., но, по меньшей мере, 8 млн. из них только в Африке.

Болезнь СПИД является трудно контролируемой, что объясняется:

1) отсутствием эффективных средств лечения;
2) отсутствием средств первичной профилактики (вакцинации);
3) трудностями контактов с группами населения, наиболее поражаемыми СПИДом.

Эксперты считают, что для создания вакцины потребуется от 8 до 20 лет. Заболевание характеризуется высоким уровнем летальности — 40 — 90 % За все время, прошедшее с момента описания первых случаев СПИДа , не было ни одного факта излечения или выздоровления от этого заболевания. Все носители возбудителя СПИД являются потенциально больными.

Вирусологические исследования, выполненные научными группами Люка Монтанье в Институте Пастера (Франция) и Роберта Галло в Национальном институте рака (США) позволили в 1983 году обнаружить действительную причину возникновения СПИДа — Т-лимфотропный ретровирус, получивший позже наименование HIV — hyman immunodeficiency virus (ВИЧ — вирус иммунодефицита человека).

Биологи.

Необходимо отличать ВИЧ и СПИД. Что такое ВИЧ?

В – вирус, паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.

И – иммунодефицита – состояние, при котором снижена функция иммунной системы.

Ч – человека.

Это инфекционное заболевание, при котором поражается иммунная система человека. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у инфицированного человека появятся первые признаки болезни. Ведь человек выглядит вполне здоровым, но может передавать ВИЧ.
Что такое СПИД? Это конечная стадия ВИЧ-инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма.

В результате зараженный человек становиться «беззащитным» перед микробами и опухолями. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет. Единственным признаком болезни может быть увеличение нескольких лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудение. В дальнейшем возникает воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сенгис (заражение) крови, злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного.

Химики.

Возбудитель СПИДа — это сложный по строению и химическому составу вирус. Его плавучая плотность в градиенте сахарозы составляет 1,16 гмл. В центре вириона находится его сердцевина, содержащая электронноплотный нуклеоид с вирусным геномом, а также внутренние белки. Вирусный геном, представленный РНК, ассоциирован с ферментом ОТ. Сердцевина покрыта белковой капсулой.

Снаружи располагается внешняя оболочка вириона, состоящая из двойной липидной мембраны, которую вирус приобретает при прохождении через клеточную оболочку. С липидной мембраной связан гликопротеид gp41, с которым соединен наружный гликопротеид gp120, входящий в состав отростков вириона.

При электронномикроскопическом изучении показано, что вирионы ВИЧ имеют сферическую форму, по основным морфологическим признакам соответствуют строению ретро-вирусов. Размеры вирусных частиц могут быть как более мелкие, так и более крупные. Описаны две морфологические формы возбудителя. Одна из них имеет диаметр частиц около 120 нм с полиморфной структурой сердцевины. Для второй морфологической формы характерен диаметр частиц 90 нм с мембранными проекциями и цилиндрической структурой сердцевины.

Сердцевина ВИЧ имеет вытянутую конусовидную или цилиндрическую форму, не полностью заполняет объем вириона, эксцентрически расположена. Внутри нуклеоида находятся вирусный рибонуклеопротеид и ОТ. При тщательном электронномикроскопическом изучении ВИЧ обнаружены два «латеральных тела» неизвестной природы, располагающихся под внешней оболочкой в участках, не занятых вирусным нуклеоидом.

Если говорить более понятным языком, ВИЧ относится к семейству ретровирусов. Под микроскопом он напоминает экзотический цветок очень маленьких размеров. Относится к малоустойчивым во внешней среде вирусам. Он чувствителен к химическим веществам: погибает при воздействии этилового спирта, эфира, хлорамина и даже йода. Возникает вопрос: почему же его нельзя так просто вылечить тем же йодом? Просто йод мы не можем в определённых порциях вводить в кровь – человек умрёт.
Классный руководитель: Скажите, может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону. (Учащиеся мотивируют свой выбор).

Информатики.

Мы представляем на наш взгляд наиболее удачный и современный ролик по профилактике СПИДа, т.к. здесь есть и доступная информация и интересный сюжет. (Просмотр видеоролика, комментарий).

Арт-исследователи.

1. Непременным атрибутом 1 декабря является красная ленточка. Мы нашли следующую информацию: Красная лента как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года группой The Visional AIDS Artists* Caucus. Художник Франк Мур жил в провинциальном городке. Соседи носили жёлтые ленты, надеясь на благополучное возвращение своей дочери-солдата из Персидского залива. Это убедило его, что ленточка может быть метаморфозой и дня СПИДа тоже. Идея была принята группой Visional AIDS. Реклама была сделана удачно. В листовке говорилось: «Возьмите красную ленту длиной 6 см., сверните в верхней части в форме перевёрнутой V. Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить её к одежде.

Учащиеся делают красные ленточки и обмениваются друг с другом.

2. Проект «Красная ленточка» был официально начат на 45 ежегодной церемонии Tony Awards. Всем номинантам и участникам было предложено (довольно успешно) надеть такие ленты. Согласно пресс-релизу, анонсирующему проект, «Красная ленточка станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом, — это то, что к 1 декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всём мире».

Так изображение красных лент появилось на футболках, бейсболках, ветровках, рюкзаках. Некоторые ленточки были украшены гранатами и другими камнями, даже рубинами. Ленточки появились на китайских сладостях, ёлочных шарах, почтовых марках. Хоть это не единственный символ участников СПИД-общества, но очень популярный.

3. А ещё мы подобрали информационные листовки, картинки и буклеты по теме и разместили на доске (представление материала).
Классный руководитель: А я снова обращаюсь к вам: может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону. (Учащиеся мотивируют свой выбор).

Социологи.

Просмотр видеоопроса. Мы проводили опрос разных людей (детей и взрослых). Всего было опрошено 23 человека, из них на вопрос «Стоит ли говорить о СПИДе?» положительно ответили 17, что составило 74%, и только 6 человек, что составило 26%, ответили, что это избитая тема. Из этого можно сделать вывод, что тема профилактики СПИДа актуальна для нашего города.

Классный руководитель.

А насколько действительно эта проблема актуальна для нашего города, мы просим поделиться врача. Выступление с информацией о статистике по ВИЧ и СПИД по республике и области.

Классный руководитель.

Как видите, несмотря на то что в нашем городе нет ВИЧ-инфицированных, опасность остаётся. Как вы считаете, почему?

Подростки высказывают своё мнение, предполагают изменение ситуации в связи с огромным притоком народа на строительство АЭС. Возможно, нам придётся столкнуться с такими больными людьми, возможно, в нашем учреждении появятся и ВИЧ-инфицированные дети. Как же поступить в такой ситуации?

Игра «За стеклом». Представьте, что вы встретили старого друга и хотите ему рассказать о себе. (Текст записан на доске и виден только классу и одному из участников игры). Но между вами плотное стекло. Попробуйте передать всё жестами. После игры каждый высказывает свои ощущения (страх непонимания, неловкость).

Классный руководитель.

Да, примерно так ощущают себя в обществе ВИЧ-инфицированные люди. Перед вами снова выбор: как общаться с такими людьми, чтобы не ранить их душу и не заразить себя? (ответы подростков). Думаю, несколько советов вам предложит учитель, который отвечает за ЗОЖ в нашей гимназии.

Классный руководитель.

Вы – будущие выпускники. Многие будут поступать после получения базового образования. Снова жизнь ставит перед выбором. Ведь существует бессчётное количество факторов, влияющих на человека, который оказывается в ситуации выбора. Это – непростые отношения со сверстниками, погоня за новыми впечатлениями, любопытство, стремление к протесту. Так в жизни подростов появляются алкоголь, курение, наркотики, беспорядочные половые связи, СПИД… Как сохранить своё здоровье, безопасность поведения? (обращение к тем, кто против разговоров о СПИДе, обсуждение).

Сегодня у нас присутствуют ваши родители, которые выслушали внимательно ваше мнение и могут дать хороший родительский совет (высказывание родителей).

Рефлексия.

А я снова обращаюсь с вопросом: кто изменил своё решение и считает необходимым перейти на другую сторону? Почему? (Подростки высказывают своё мнение, объясняют, какая информация была для них новой, полезной. Приходят к убеждению, что говорить о СПИДе необходимо, чтобы не забывать мер предосторожности, быть просвещённым и грамотным по вопросам сохранения здоровья).

Классный руководитель.

Самое ценное у человека – это жизнь, а в ней – здоровье. Приятно, что вы сегодня сделали правильный выбор: несмотря на то что о СПИДе много сказано, говорить стоит ещё и ещё, чтобы не заразиться самим, чтобы понять людей, уже заражённых, чтобы нести ответственность за свои поступки, за жизнь своих будущих детей. Ведь мы выбираем – жизнь. Спасибо всем за искренний разговор.