Синдрома нарушения привязанности

Синдрома нарушения привязанности

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности(англ. reactive attachment disorder — RAD), перечисленных ниже:

  1. Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласкку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.
  2. В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.
  3. Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).
  4. Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.
  5. Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию (см. п. 21).
  6. Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.
  7. Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.
  8. Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.
  9. Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

10. Склонен к членовредительству («ауто-агрессия»), к «несчастным случаям».

11. Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

12. Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других (см. п. 14).

13. Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

14. Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

15. Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи (см. п. 11).

16. Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

17. Страдает недержанием моги (энурез) и\или недержанием кала (энкопрез).

18. Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые .

19. Плохо учится.

20. Постоянно задает бессмысленные вопросы и «трещит языком».

21. Болезненно преувеличивает собственную значимость.

22. Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности (см. п. 4).

Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

  • Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
  • Ребенок требователен или «прилипчив», но только когда ему этого хочется («на своих условиях»).
  • Ребенок страдает нарушениями сна.
  • Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
  • У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
  • Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные «симптомы». Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка «просто любовью» приемные родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется. Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.

На вопросы отвечает Ольга Митирева

Здравствуйте!
Мы взяли девочку год назад. Ей было 10,5 месяцев. Я как-то не задумывалась над этим. Казалось ребёнок маленький совсем. Всё будет хорошо. Теперь вот почитала статьи на тему нарушения привязанности.. начала переживать.. Наша девочка с рождения в больнице была. Неужели это уже не восстановить? Я прочла, что если ребёнок до 8 месяцев находится в ДД, то это уже серьёзное нарушение привязанности, которое не поддаётся корректировке. В чём это может выражаться сейчас? на что нужно обратить внимание? Может быть, не так всё страшно?

Ответ:

Ирина, добрый день!

Нарушение привязанности — это совсем не обязательное последствие утраты родителей и/или нахождения в больнице! Огромное значение имеют конкретные обстоятельства первых месяцев вашего ребенка. Например, если в больнице были 1-2 нянечки, которые хорошо относились к ребенку, старались внимательно реагировать на его потребности, были ласковы, то по сути в жизни ребенка были те «значимые взрослые» (1-2 человека, как это бывает и в семье), которые обеспечили формирование более или менее крепкой привязанности.

Не менее важно, каков ваш опыт воспитания этот прошлый год. Если в поведении девочки и/или в ваших отношениях ничего не создает дискомфорта для вас, то это самый важный показатель благополучия ребенка. Симптомы нарушения привязанности применимы скорее к детям от 3-4 лет, но первые три симптома приемные родители замечают и в отношении детей от года. Также, советую вам почитать книгу Кека и Купеки, где вы найдете (в конце книги) письма приемных родителей, в т.ч. совсем малышей. Может быть, что-то из их описаний поможет вам сориентироваться.

Но повторю еще раз: нарушение привязанности — это совсем не обязательное последствие воспитания в детском доме. Да и степени этого нарушения могут сильно отличаться в зависимости от характера самого ребенка. Удачи вам и дочке!

С уважением,
Ольга Митирева

Коррекция последствий нарушения привязонности у взрослых

Известно, что нарушения привязанности в детском возрасте оставляют ряд последствий на всю жизнь человека. Существуют ли какие-либо действенные способы коррекции этих последствий? Буду очень благодарна за ссылки на авторов, которые разрабатывают этот вопрос, и специалистов.

Ответ:

Юлия, добрый день!

Учитывая, что взрослым проще дается самоанализ, я бы сказала, что есть смысл попробовать традиционного психолога, который хотя бы в общих чертах знаком с теорией привязанности и признает значение привязанности для гармоничного развития личности. Также, если вы владеете английским, то уверена, вы найдете массу интересной литературы и форумов для общения на эту тему в англоязычном Интернете.

С уважением,
Ольга Митирева

Здравствуйте. Мы взяли нашу девочку в возрасте 3 лет 2 месяцев. Первую 2 недели дочка молчала как партизан, плохо кушала. Прошло 2 месяца.Сейчас защебетала, с едой как и все дети: что-то хочу, что-то нет. Меня беспокоят 2 нюанса:

(1) Дочь привлекает к себе внимание изнуряющим хныканием (например, дочь: «Сама буду одевать майку», я: «Ради Бога», дочь хнычет, швыряет майку в сторону и заявляет, что вообще не будет ничего одевать). Такие ситуации случаются по 100 раз на дню. Не знаю, как правильно себя вести в таких ситуациях.

(2) Беспокоит то, что при гостях малышка садится к малознакомому человеку на колени, пристает с просьбами «покатай», «покачай». Сегодня во время семейного ужина подошла к родственнице, которую видела 30 минут и заявила что писать пойдет только с ней, хотя в комнате присутствовали мы (мама и папа). Я встала, чтобы сводить её в туалет самой, но дочь наотрез отказалась. Многим льстит, что они мгновенно нашли общий язык с ребенком. Близкие норовят её побаловать, она с ними, конечно, вся лучезарный ангелочек, а когда баловство противоречит нашим внутрисемейным правилам, и я пытаюсь это пресечь — запрещаю ей и объясняю родственникам, что в нашей семье это не принято — дочка устраивает такой неприятный бунт на глазах у посторонних и льнет к ним еще больше. Я теряюсь, отчаиваюсь, расстраиваюсь и начинаю паниковать.

Подскажите как себя правильно вести в подобных ситуациях? Заранее спасибо. С уважением, Анна

Ответ:

Анна, добрый день!

Не исключено, что у вашей девочки в той или иной степени нарушение привязанности, но не будем скидывать со счетов и возможный «кризис трех лет»…Ситуация усугубляется вашей неопытностью и неуверенностью в своих силах. Напротив, ваши знакомые невольно (или сознательно, чтобы утвердиться за ваш счет) подрывают ваш родительский авторитет, как мне показалось. А девочка играет на этих противоречиях. Поэтому я бы посоветовала:

(1) Полностью исключить гостей по крайней мере в первые несколько месяцев – кстати, это стандартная рекомендация для детей с подозрением на нарушение привязанности.

(2) Внимательно прочитать книги Кека и Купеки, а также Нэнси Томас (раздел «Книги»), где вы найдете не только подробное описание симптомов нарушения привязанности, но и практические советы, в т.ч. по поведению дома и в гостях. В частности, если (после какого-то времени) и начинать гости, то не приглашать друзей к себе, а ходить с девочкой в гости к другим, чтобы у вас была возможность (и моральная готовность) немедленно гости покинуть, едва девочка попытается нарушить заранее установленные правила.

(3) Найти адекватного психолога для долговременного наблюдения и поддержки. Его задачей я бы видела: (а) вдохнуть в вас уверенность в своих силах и (б) постараться определить, что в поведении девочки является типичным проявлением «трехлетки», а что – симптомом нарушения привязанности. Советую вам попробовать написать Людмиле Петрановской (см. раздел «Центры психологической помощи»). Удачи!

С уважением,
Ольга Митирева

Ребенок 7 лет под опекой, сейчас 10 лет. Ненормальная привязанность к приемной маме. Если не вместе, то звонит каждые полчаса. Если не беру трубу — плачет, думает, что-то случилось. Подскажите, как побороть болезненную привязанность. Вроде радоваться нужно, но все хорошо в меру.

Ответ:

Наталия, добрый день!

Мне кажется, было бы правильно посоветоваться с психологом. В чем-то похожий случай описан на стр.182 книги Кека и Купеки — посмотрите, пожалуйста. Там тоже дается совет, в конечном итоге, посоветоваться с психологом. Не знаю, где вы проживаете, но в г. Москве я знаю два центра, где знакомы в теорией привязанности. Попробуйте позвонить или написать по электронной почте, посоветоваться.

С уважением,
Ольга Митирева

Может ли быть нарушение привязанности у домашнего ребенка? В связи с тяжелой болезнью в три года он лежал долгое время в реанимации, нас (родителей) к нему не пускали, даже перестал разговаривать. Многие симптомы присутствуют в его поведении, сейчас ему семь лет, существуют трудности с самооценкой и поведением. Если это нарушение привязанности, то какой прогноз? Еще меня интересует вышла ли книга Рюгаард о нарушении привязанности на русском языке и где ее можно приобрести?

Ответ:

Инга, добрый день!

По мнению авторов книг, которые опубликованы на сайте, нарушение привязанности может развиться и у совершенно «домашних» детей в ситуации резкой разлуки с родителями (как та, что вы описали). Если говорить о способах преодоления этой проблемы, то, к сожалению, все, чем могу помочь (и что могу посоветовать) — это прочитать те статьи (в разделе «Статьи о привязанности» и книги, которые доступны для скачивания сейчас, попытаться применить педагогические советы психотерапевтов и приемных родителей с опытом. Возможно, они как-то восполнят нехватку специалистов. Если вы живете в г. Москве, знаю два центра, где работают психологи, знакомые с нарушением привязанности, их адреса можно найти здесь.

Книгу Рюгаарда нашла в усеченном варианте вот тут.

С уважением,
Ольга Митирева

Пора лечиться?

вы хоть понимаете что вы продаете, родителям нужно лечиться кто пытается по этой методике воспитывать детей. они что собаки что их дрессировать? детей любить надо, уважать их взгляды, и тогда они сами привяжуться к вам. дети просто так истерики не устраивают, значит проблема в семье и в родителях. мир сошел с ума! люди остановитесь, вы что делаете? (пунктуация автора сохранена)

Ответ:

Спасибо за ваше мнение.

Действительно, просто так дети истерик не устраивают, и иногда эти истерики (регулярные, очень тяжелые для приемной семьи) вызваны причинами, за которые новые родители совершенно не отвечают. Семья — это сложная система, и ребенок вносит в ее нормальное (или, наоборот, неадекватное) функционирование не менее существенный вклад, чем взрослые. Просто приемный ребенок не может нести ответственности и корректировать причины, по которым оказался не приспособлен к сосуществованию в семье на общепринятых условиях. Но это не значит, что приемные родители не должны и не имеют права искать способов помочь и ребенку, и семье в целом. Книги о нарушении привязанности как раз об этом.

Мне кажется, что мир стал как раз гораздо гуманнее и добрее, чем был раньше. Например, если вы почитаете документальные исследования по тем же Средним векам или воспоминания вплоть до середины XIX века о жизни ребенка и в Европе, и в России, то быстро обнаружите, что еще совсем недавно практиковались такие дикие формы «коррекции» нежелательного поведения у совершенно адекатных детей, что любая собачья дрессировка покажется вам верхом гуманизма. Просто в наши дни мы уделяем очень много внимания каждой детали в воспитании ребенка, в т.ч. и ребенка с тяжелым прошлым и тяжелыми (для окружающих) привычками выживания, поэтому любой отход от полного попустительства в воспитании кажется неоправданным «затягиванием гаек».

С уважением,
Ольга Митирева.

Нарушение привязанности

Давно знаю, что у моей приемной дочери нарушение привязанности. Проживаем в г. Казани. Хочу узнать, как мы можем получить помощь психотерапевта-специалиста по нарушению привязанности, не поделитесь ли контактами таких специалистов в нашем городе?

О нас — дочь изъята из неблагополучной семьи, было жестокое обращение, голодала, дома с 4 лет, возраст — 8 лет, очень сложно мне с ней, руки опускаются постоянно, а как выбраться из нашей ситуации — не представляю.

Ответ:

Наиля, добрый день!

Извините, но ничем не могу помочь. Как я писала ниже, главная причина, по которой эти очень полезные, очень интересные книги издаются на частные (т.е. не самые большие) деньги — это отстутствие в России государственной программы подготовки психологов, специализирующихся не просто на детской психологии, а на психологии детей, переживших заброшенность, или жестокое обращение, или «госпитализм» (т.е. детский дом) в раннем детстве. Нет и сети консультаций для приемных родителей, где дети получали бы регулярные консультации таких специалистов (и услуги которых оплачивались бы по программе ОМС или по системе «купонов», которые получали бы приемные родители в расчете на 1-2 сеанса каждую неделю, например). Считается, что приемные родители справятся и так, видимо.

Все, чем могу помочь (и что могу посоветовать) — это прочитать те две книги, которые доступны для скачивания сейчас, попытаться применить педагогические советы психотерапевтов и приемных родителей с опытом. Летом этого года планирую издать книгу Дэниела Хьюза, а уже в 2014 году — две книги с описанием конкретных случаев преодоления нарушения привязанности. Возможно, они как-то восполнят нехватку специалистов.

С уважением,
Ольга Митирева

Добрый день, Ольга!

Знаете, у нас таки перемены идут в семье — я же теперь себя иначе ощущаю и иначе себя веду.

Оля, Бог Вам в помощь в Ваших начинаниях ! Сама очень хочу этим заниматься, но пока никак. Я постоянно читаю блог Петрановской и все обсуждения, в общем я в теме, и тема мне покоя не дает.

Про нарушение привязанности я тоже раньше читала, но по тем статьям что попадались не видела его у дочки, они какие-то други были эти статьи. А книжка Кека — про нас. Будто за нами наблюдали.

Ответ:

Марина, спасибо за теплые слова!

Добрый день, Ольга !

Очень рада Вашему ответу 🙂
Буду ждать отклика Даны. Будем надеяться на лучшее.

Еще раз хочу поблагодарить за сайт и книги, я пока прочла только Кека и читаю Нэнси, хочу сказать, что впервые за пять лет я почувствовала «землю под ногами», а то весь мир как кисель — никто не верит, самые близкие и обычно надежные — не понимают, никакой опоры, куда ни ступишь — провалишься. И вот теперь я её нашла наконец — книжку Кека, и стою на ней уже неделю и чувствую, что земля — твердая и ноги не ватные (буквально). Себя вспоминаю.

Дала сестре почитать, мы близнецы и очень близки, но и она несла туже пургу, что и все. И она сказала мне, что эта книга стала для нее самым большим потрясением в жизни.

Ольга, то что Вы делаете — очень нужное, важное, архиважное дело, и не знаю таких слов я, чтобы благодарность свою выразить, как я ее чувствую. Спасибо.

Ответ:

Ваши слова очень важны для меня, очень меня поддерживают. Спасибо вам! Я и сама, когда читала эти книги на английском и вспоминала те письма, которые писали и пишут мне усыновители на www.adoptlaw.ru, чувствовала — все так!

Я рада, что хоть в чем-то вам стало легче. Это самое главное, ведь именно вы делаете самую важную работу и для вашей дочери, и для всех нас, как общества. Возвращаете к нормальной жизни ребенка, которому так ужасно не повезло в начале жизни.

Быть может, когда-нибудь этот личный проект станет общественным и более мощным, чтобы в России были доступны все 50 «классических» изданий о привязанности, а еще появился специальный курс подготовки психологов для сопровождения семей, все воспитанники детдомов — целенаправленно переданы в профессиональные замещающие семьи, а бывшие детдома — перепрофилированы в центры поддержки и консультации приемных и патронатных родителей. Вот моя программа-минимум 🙂

Удачи вам и вашей семье!
Ольга Митирева

Благодаря книгам на Вашем сайте поняла что у моей приемной дочери нарушение привязанности (спасибо огромное за книги). Проживаем в г. Братске. Хочу узнать, как мы можем получить помощь психотерапевта-специалиста по нарушению привязанности ? О нас — дочь «отказничек», дома с двух лет, возраст — скоро 7 лет.

Ответ:

Марина, добрый день!

Извините, что отвечаю не сразу: пыталась найти специалиста в Иркутской области, но — увы. «Ближайший» от вас специалист — а точнее, волонтер, который мог бы помочь найти такого специалиста, — живет в г. Екатеринбурге, Свердловская область. Ее зовут Дана, и я знаю, что при ее инициативе в Екатеринбург приезжала автор книги Нэнси Томас с семинарами для родителей. Я написала Дане, но пока нет ответа. Как только она откликнется, я передам ей ваш контакт.

Главная причина, по которой эти очень полезные, очень интересные книги издаются на частные (т.е. не самые большие) деньги — это отстутствие в России государственной программы подготовки психологов, специализирующихся не просто на детской психологии, а на психологии детей, переживших заброшенность, или жестокое обращение, или «госпитализм» (т.е. детский дом) в раннем детстве. Нет и сети консультаций для приемных родителей, где дети получали бы регулярные консультации таких специалистов (и услуги которых оплачивались бы по программе ОМС или по системе «купонов», которые получали бы приемные родители в расчете на 1-2 сеанса каждую неделю, например). Считается, что приемные родители справятся и так, видимо. Так что есть риск, что именно специалиста, который мог бы помогать вашей семьей регулярно, не найдется. Но будем надеяться на лучшее. Как только получу информацию, сообщу вам.

2.3. Нарушение привязанности

Дж. Боулби (2003) ввел понятие «сепарация», с помо­щью которого обозначил ситуацию долговременной раз­луки ребенка с матерью или другим, замещающим ее, лицом. Он выделил сопутствующие разлуке факторы, от которых зависит степень ее негативного влияния на пси­хическое здоровье ребенка: глубина эмоциональной свя­зи между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепен­ность, а также длительность сепарации, наличие или отсутствие лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью.

Следует учитывать, что в формировании привязанно­сти к матери наблюдается ряд стадий.

Первая — это недифференцированное стремление к взаимодействию с любым взрослым. Вторая — выделе­ние из окружающих матери и, при сохранении дружелю­бия к окружающим, более яркое влечение именно к ней. Третья — снижение активных неразборчивых привет­ствий в отношении окружающих, более того, появление некоторой тревоги по отношению к незнакомым людям и расширение репертуара реакций в отношении матери (сле­жение за ее уходом и приветствие прихода). К третьей ста­дии малыш обычно приходит в 6-7 месяцев.

Поэтому дети до шестимесячного возраста относитель­но спокойно переносят разлуку, быстро привыкают к новому объекту привязанности. Ребенок постарше, со сформированной привязанностью, реагирует на разлуку совершенно иначе — бурной вспышкой отрицательных эмоций, которая может иметь очень продолжительный характер и приводить к депрессии, в основе которой ле­жит явление госпитализма.

Впоследствии под госпитализмом стали понимать не только материнскую депривацию, но и социальную — в более широком смысле. Многочисленные исследования феномена госпитализма показали, что длительное пребы­вание в искусственных, изолированных от социума усло­виях (больница, заведения для инвалидов, престарелых) могут приводить к развитию синдрома госпитализма как у детей, так и у взрослых людей. Этот синдром выражается в недоразвитии и утрате социальных навыков, эмоциональ­ном уплощении, утрате активности, инициативности.

Д. Боулби выделил 3 стадии в развитии реакции на разлуку ребенка с матерью, которые объясняют явление госпитализма:

стадия активного протеста, которая выражает­ся в плаче, стремлении прижаться к родителям при их появлении, то есть в активном протестующем по­ведении; ребенок отказывается смириться со сво­им отделением от любимого объекта — он может кричать, биться головой, кидаться на пол, брыкать­ся и уходить от контактов с теми, кто пытается его успокоить или усмирить;

стадия отчаяния, наблюдаемая как переход от ак­тивного протестующего поведения к пассивному, вследствие доминирования чувства безнадежности (отказ от еды, бессонница, соматические и мотор­ные нарушения, отказ от внешних контактов). Эта стадия может наступать через несколько часов или дней после первой, ребенок как бы теряет надеж­ду. Он становится тихим и подавленным, его плач делается безысходным и монотонным;

стадия отчуждения, когда ребенок как бы восста­навливает отношения с окружающим миром и на­чинает опять проявлять к нему интерес. Однако если мать в этот момент навещает его, он может ре­агировать неожиданным равнодушием или отстра­нением. При восстановлении контакта с матерью на этой стадии долгое время поведение привязанности вообще не наблюдается, после чего ребенок на­чинает «липнуть» к своей матери, их взаимоотно­шения теперь проникнуты тревогой по поводу возможности новой разлуки.

Наряду с первичной привязанностью к матери или замещающей ее фигурой Дж. Боулби ввел понятие вто­ричной привязанности, которая формируется на месте исходной привязанности вследствие разлуки с матерью. Вторичными привязанностями называют также отноше­ния, устанавливаемые человеком с другими людьми — друзьями, учителями, приемными родителями. Если потеря матери или замещающей ее фигуры продолжает­ся длительное время, то возникает не только первичная тревожность, но и печаль, депрессия, а также агрессия, одна из функций которой заключается в попытке дости­жения повторной связи. Данная идея помогает понять природу агрессивности ребенка, лишенного родительс­кой заботы, в отношениях с объектами вторичной при­вязанности — замещающими родителями — на первом этапе включения в семью.

Другой сторонник теории привязанности — М. Эйнсворт, которая вместе с соавторами изучала влияние ка­чества отношений с матерью на последующие отношения с другими людьми.

Качество привязанности автор пыталась «измерить» с помощью процедуры, которую назвали «тест чужого человека». Она включает наблюдение за поведением ре­бенка в отношении незнакомого ему человека — снача­ла в присутствии матери, затем один на один и снова с матерью. Выделено три основных типа реакций, которые дали названия качественным характеристикам привя­занности.

Уверенная привязанность. Дети этой группы пози­тивно реагируют на незнакомца в присутствии ма­тери, огорчаются ее уходу и быстро успокаиваются после прихода.

Тревожно-требующая привязанность. Дети с такой привязанностью стремятся находиться только рядом с матерью, кричат в ее отсутствие, пугаются нового человека. Долго успокаиваются после ее прихода. Они как бы требуют, чтобы мать находилась только рядом с ними.

Тревожно-избегающая привязанность. Дети в этом случае не ищут близости с матерью, когда находятся с ней вместе, не огорчаются уходу. Не радуются приходу. Создается впечатление, что они безразличны к ее присутствию или же избегают привязываться, чтобы не почувствовать боль, когда их покинут.

Поскольку первый опыт взаимодействия с окружаю­щими ребенок получает именно из общения с матерью, выработанные в нем паттерны поведения он использует и с другими людьми. Можно сказать, что поведение при­вязанности не исчезает по мере взросления и сохраняет­ся на протяжении всей жизни в отношении тех людей, с которыми человек вступает в близкие взаимоотношения. Понятно, что репертуар его поведенческих реакций с возрастом расширяется и может меньше зависеть от ка­чества привязанности. Однако у дошкольников он суще­ствует практически в чистом виде, поэтому во многом определяет их взаимодействие со значимыми взрослы­ми и сверстниками. Они либо доверяют им и чувствуют себя в их присутствии защищенными, либо беспокоятся и настойчиво требуют заботы и внимания, либо беспоко­ятся и уходят от близких отношений.

О. Хухлаевой и Г. Бубновой (2006) были проведены сравнительные исследования детей младшего школьно­го возраста, а также подростков, с учетом их ранней при­вязанности. Уверенно привязанные дети не имели значительных проблем в эмоциональной и социальной жизни. Те же, кто имел раннюю тревожную привязанность, демонстрировали поведенческие и эмоциональные про­блемы (в основном в детском саду и начальной школе) (таблица 1).

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

Расстройства привязанности у детей

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений. Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП). Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания. Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью. Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Причины расстройств привязанности у детей

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП. Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу. Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций. Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой. Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию. Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

Классификация

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.

Другая классификация имеет более точный описательный характер. Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Симптомы расстройств привязанности у детей

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства. Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого. При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу. У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими. Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями. Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Осложнения

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Нарушение привязанности

Нарушение привязанности является серьезным психическим нарушением, которое проявляется в виде пугливости, подавленности, агрессии, неразборчивости в отношениях и рассеянности внимания.

Клиника

Уже в младенчестве в организме ребенка при жестоком обращении или заброшенности, постоянно вырабатывается избыточное количество стрессовых гормонов. Как результат, в мозге малыша на биохимическом уровне формируется знание о мире как о страшном и жестоком.

К примеру, мать ребенка алкоголичка. Каждый раз на плач ребенка она, будучи в состоянии алкогольного опьянения, не реагирует, либо бьет, кричит на ребенка, выходит из комнаты. Или другой пример, когда за малышом ухаживают несколько взрослых (в роддоме, доме ребенка). В этом случае нередко на плач ребенка никто не отреагирует, так как никому не интересно благополучие ребенка. В обоих описанных случаях реакция взрослых на плач младенца либо неадекватная, либо отсутствует вообще. Естественно, основные потребности ребенка – голод, жажда, не удовлетворяются.

Неудивительно, что у младенца формируется представление об окружающей среде, как о крайне опасной, полной боли и одиночества. У ребенка откладывается осознание своей беззащитности, равнодушии взрослых. Малыш начинает стремиться к полному контролированию ситуаций, контроль становится для него синонимом жизни. Доверие и привязанность к взрослым сменяются интенсивным гневом, проникающим в подсознание.

Причины

Наиболее частые причины, приводящие к развитию расстройства привязанности:

• Злоупотребление матерью алкоголем, наркотиками во время беременности;

• Нежеланная для биологической матери беременность;

• Наличие у матери послеродовой депрессии;

• Ранняя разлука с матерью;

• Психические расстройства, алкоголизм, наркозависимость матери, приведшие к эмоциональной отрешенности.

• Крайняя запущенность либо жестокое обращение с ребенком в раннем детстве;

• Отсутствие родителей в воспитании;

• Слишком частая смена окружающих ребенка взрослых (воспитателей, нянь в доме ребенка, детском саду);

• Лечение ребенка в больнице даже короткое время;

• Обширные, болезненные лечебно-диагностические процедуры.

Типы нарушения привязанности

Негативная, невротическая привязанность развивается при пренебрежении или, напротив, гиперопеки. Малыш осознанно провоцирует «негативное» внимание, раздражение у взрослых, наказания.

Амбивалентная привязанность развивается при непоследовательности и истеричности взрослых – ласка сразу сменялась побоями и наоборот. Такое поведение лишает малыша понимания поведения родителей и возможности приспособления к нему . Ребенок выказывает двойственное отношение к близким – ласка сменяется грубостью и избеганием. Перепады в общении довольно часты, отсутствуют компромиссы и полутона.

Избегающая привязанность формируется после болезненного разрыва отношений с близким взрослым. Ребенок либо «застревает» в состоянии горя, либо воспринимает разрыв как «предательство»; малыш считает, что взрослые «злоупотребляют» доверием детей и своей силой. Ребенок с таким типом расстройства привязанности замкнут, угрюм, избегает доверительных отношений, но может любить зверей. Основная жизненная установка — «никому нельзя доверять».

Дезорганизованная привязанность развивается у детей, которые подвергались жестокости и насилию, но при этом никогда не имели опыта привязанности. Ребенок привыкает выживать, разрушая все границы и правила отношений, часто отказывается от привязанностей в пользу силы. Ребенок предпочитает, чтобы его боялись. Данный тип нарушения привязанности наиболее тяжело поддается коррекции.

Похожие материалы:

Как отличить клиноманию от лени

Каждый человек имеет тот или иной страх и это абсолютно нормально. Природа встроила всем людям состояние страха, как защитную.

Особенности астении

Астенией называют психопатологическое расстройство, при котором присутствует целый комплекс симптомов, включающий ощущение слабости, нарушение сна, повышенную утомляемость. Пациентов, которые.

Психоз – поломанное сознание или истинные глубины человеческого разума?

Зигмунд Фрейд говорил о том, что психоз использует мир фантазий в качестве кладовой, из которой он берет материал для.

Причины и лечение компульсивного переедания

Компульсивное переедание – нарушение функциональности пищевода, характеризуемого резким увеличением веса, обжорством и соответственно усиление аппетита (в основном это сопровождается.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология занимается проблематикой любви, внимания к различным состояниям человека. Центральное место здесь занимает индивидуум и его стремление к.

Бихевиоризм. Основы поведения

Бихевиоризм – это отрасль (или этап развития) в психологии, которая опирается на анализ поведенческих элементов, уделяя особое внимание воздействиям.

Детская агрессия. Виды и способы коррекции

Существуют разные виды отклонений детского поведения. В обширном списке бесспорным лидером является агрессия. Это неповиновение, проявления раздражительности, жестокое отношение.

Сезонные изменение веса и аффективные расстройства

Какой бы ни была прогрессивной жизнь человека, он всегда чувствует влияние сезонных изменений на своём организме. Любой житель земли.

Дистимия — психическое расстройство, проявляющееся подавленным эмоциональным состоянием. В отличие от депрессии дистимия характеризуется отсутствием выраженных нарушений поведения и.

Что нужно знать о суициде. Как понять, что близкому грозит опасность?

Суицид, хоть и кажется некой отдаленной вещью, которая никогда не коснется лично нас и наших знакомых, на деле угрожает.