Синдрома мюнхаузена википедия

Синдром Стендаля

Любое проявление психического расстройства значительно влияет на жизнь человека. Для постановки диагноза медики проводят оценку психического и эмоционального состояния пациентов, опираясь при этом на результаты диагностического исследования. Часто встречаются редкие виды психиатрических синдромов, которые мало изучены на практике. Лечение таких пациентов зависит в первую очередь от характера происхождения расстройства – психиатрического или неврологического. Отдельные же виды синдромов выступают только формой общей патологии. Поэтому подобные психические феномены именуются названиями городов, исторических личностей или событий, подчеркивая их неординарность и феноменологию. Одной из подобных патологий считается синдром Стендаля, он представляет собой психосоматическое расстройство, когда больному свойственно остро воспринимать все произведения искусства, эмоционально человек начинает жить изображенной реальностью.

Причины возникновения

Синдром Стендаля получил свое название в честь известного французского литературного классика Мари-Анри Бейль (Фредерик де Стендаль). Подобно всем писателям, он был весьма восприимчивым человеком. Однажды посещая Флоренцию, он побывал в церкви Святого Креста, которая на то время была известна красивыми фресками Джотто. В ней также находились гробницы таких известных людей Италии, как Галилей, Микеланджело и Макиавелли. То, что увидел своими глазами писатель, произвело на него такое огромное эмоциональное потрясение, что, покинув стены церкви, он чуть не потерял сознание. На сегодня медиками изучено много случаев когда туристы, глубоко восхищаются красотой искусства, а затем попадают в клиники с характерными признаками столь странного и необычного недуга, который называют синдромом Стендаля.

Это заболевание впервые было исследовано и описано в 1979 году психиатром Грациэллой Магерини. Она провела исследования более 100 случаев выявления синдрома Стендаля, в частности, это было изучение болезни молодой германской туристки, потерявшей сознание на ступеньках базилики, обследование юного американца, который только при одном взгляде на скульптуру Давида лишался памяти и речи.

Виды заболевания

Если начать рассматривать синдром Стендаля с научной точки зрения и патогенеза, то у него есть «родственные виды»: Иерусалимский и Парижский синдромы. Парижский синдром часто свойственный японцам, приезжающим в Париж, и испытывающим огромное разочарование от вида грязных улиц. Это объясняется тем, что их реальное представление о парижанах и самом Париже не соответствует действительности. Выявлены факты, когда некоторые из японцев начинают испытывать чувство преследования, имеют острую форму бредового состояния, им характерна деперсонализация.

Крайне редко встречается Иерусалимский синдром, который проявляется манией величия и психоэмоциональными расстройствами. Суть заболевания состоит в том, что турист или паломник, очутившись в Иерусалиме, считает, что он начинает владеть силам пророчества или божественным даром.

Как и любой другой вид заболевания, синдром Стендаля имеет характерные симптомы:

  • появление галлюцинаций;
  • повышенное сердцебиение;
  • потеря контроля над телом;
  • ощущение того, что под ногами отсутствует опора;
  • головокружение;
  • полная или частичная потеря сознания.

Основной группой риска для синдрома Стендаля считаются женщины в возрасте от 25 до 40 лет, а также те люди, которые очень эмоционально воспринимают увиденное, имеют повышенное чувство прекрасного. Часто данному заболеванию подвергаются люди, которые длительное время находились в путешествии или ожидали встречу с известными произведениями искусства.

Если у больного обнаружен синдром Стендаля, первым делом его необходимо увести с места, которое стало причиной развития заболевания. Дополнительно следует убрать физические и эмоциональные нагрузки. Синдром Стендаля может проявляться в острых формах, тогда пациент направляется на стационарное лечение в психиатрическую клинику. Для лечения острой формы заболевания медики используют разные группы нейролептиков, они быстро подавляют чувство тревоги, страх, устраняют психомоторное возбуждение, различные вегетативные симптомы. Кроме этого, назначаются внутримышечные инъекции с применением хлорпромазина и галоперидола. Если синдром в легкой стадии, пациенту вводят такие транквилизаторы, как хлордиазепоксид, диазепам.

Последующее лечение синдрома Стендаля полностью зависит от общего психического состояния пациента. Если у больного наблюдаются галлюцинации, истерический психоз, бредовые фантазии, ступор, то вводят капельницами внутривенные препараты. Больному обязательно назначается реабилитационная и общеукрепляющая терапия.

Отличной медицинской техникой для лечения синдрома Стендаля считается рациональная или когнитивная психотерапия, которая направлена, на восстановление травматических воспоминаний. Благодаря этому наблюдается снижение эмоционального напряжения. Самолечение категорически не допускается.

Синдром Алисы в стране чудес

Одним из самых необычных и редких заболеваний является синдром Алисы в стране чудес. Названный в честь удивительной сказки, написанной Льюисом Кэрроллом в 1865-м году, он представляет собой неврологическое расстройство, характеризующееся искаженным восприятием реальности. Подверженный ему человек видит мир сквозь плохую призму: большие предметы становятся маленькими, а крошечные – наоборот, увеличиваются до огромных размеров. Больным становится трудно определять настоящие габариты окружающих их вещей, а также расстояние до них, вследствие чего жизнь таких людей значительно усложняется.

Чаще всего синдром Алисы в стране чудес встречается у детей в возрасте от 5 до 13 лет, но в некоторых случаях он наблюдается и у взрослых людей. Как правило, данный синдром имеет временный и эпизодический характер, внезапно возникая и исчезая. Однако в медицинской практике были зафиксированы ситуации, когда этому состоянию был подвержен человек на протяжении нескольких лет.

Синдром Алисы — что это такое?

Синдром Алисы проявляется в нескольких основных формах: макропсии и микропсии. Макропсия представляет собой состояние, при котором человек видит все окружающие его предметы, в том числе и части собственного тела, увеличенными в размерах. При микропсии наблюдается противоположная клиническая картина – все вещи кажутся пациенту несуразно маленькими, игрушечными. Подобное нарушение восприятия действительности сопровождается потерей способности понимать истинные габариты и пропорции предметов, пространственной и временной дезориентацией. Страдая необычным синдромом пациенту очень сложно быть частью социума: поддерживать связь с друзьями, ходить на работу, да и просто выходить на улицу.

Причудливые «галлюцинации», возникающие при синдроме Алисы, воспринимаются всеми органами чувств человека, а не только зрением. Поэтому больному очень сложно справиться с ними, суметь отличить реальный объект от нереального, здраво оценить и предпринять необходимые меры в определенной ситуации. Даже вполне обычный для любого человека день, для больного, подверженного этому заболеванию, полон опасности. Только представьте, как пациенту сложно ориентироваться в пространстве! Вряд ли без посторонней помощи он сможет перейти дорогу даже на пешеходном переходе или светофоре, ведь навстречу ему будут идти другие люди, а с обеих сторон будут окружать машины.

Как же жить с этим загадочным синдромом? Один из «счастливчиков», которым довелось столкнуться с данной патологией, Рик Хемсли вспоминает:

Мне был 21 год, когда я впервые ощутил синдром Алисы в стране чудес. На тот момент я еще не понимал, что со мной происходит и думал, что просто схожу с ума. Все началось после тяжелой предэкзаменационной, бессонной ночи. Утром я встал с кровати и почувствовал, как мои ноги погружаются в пол, который был на удивление мягким и вязким. Несмотря на то, что неприятное ощущение длилось несколько секунд, странные видения усилились и участились. Я с трудом мог верить своим глазам. Лежа на кровати, я разглядывал стены, потолок и пытался осознать, что со мной происходит, как неожиданно потолок будто «улетел» вверх. Было чувство, что моя квартира расширилась, но спустя пару минут все стало, как прежде. С этого момента моя жизнь изменилась. Я не мог долго работать на одном месте, так как я постоянно испытывал дискомфорт и путался в реальности. Мне долго пришлось «ходить» по врачам пока однажды я не узнал о синдроме Алисы. К сожалению, о природе, как и о лечении этого заболевания, специалистам известно очень мало.

Причины патологии

Ученые выделяют несколько основных причин, провоцирующих возникновение данного синдрома. К ним можно отнести такие состояния и заболевания, как:

  • Мигрень. Неврологические заболевания, характеризующиеся регулярными сильными и мучительными приступами головной боли – основная причина возникновения необычного синдрома. Считается, что именно мигреням был подвержен Льюис Кэрролл во время работы над своей чудесной книгой.
  • Шизофрения. Это полиморфное психическое расстройство связано с распадом процессов мышления, а также эмоциональных реакций. Нередко оно сопровождается галлюцинациями, нарушением восприятия действительности.
  • Мононуклеоз. Эта острая инфекционная болезнь, при которой поражается лимфатическая система, влияет на функционирование головного мозга. В большинстве случаев ее возбудителем является вирус Эпштейна-Барра.
  • Эпилепсия. Это неврологическое расстройство, проявляющееся в виде внезапных судорожных приступов, также может провоцировать появление странных видений и галлюцинаций.
  • Опухоли головного мозга. На фоне новообразований в мозге могут появляться необычные видения, так как опухоли оказывают давление на его участки, тем самым нарушая его функционирование.

Также синдром Алисы в стране чудес может проявиться при приеме галлюциногенных лекарств, курении марихуаны и употреблении других видов наркотических средств. Поэтому не стоит намеренно пытаться «уйти от действительности», ведь это состояние может продлиться несколько секунд, а может беспокоить человека в течение всей его жизни.

Кто написал «Приключения барона Мюнхаузена»? Биография и творческий путь Рудольфа Эриха Распе

Маленький старичок, сидящий у камина, рассказывающий истории, абсурдные и невероятно интересные, очень веселые и «правдивые». Кажется, пройдет немного времени, и сам читатель решит, что возможно вытянуть самого себя из болота, ухватившись за волосы, вывернуть наизнанку волка, обнаружить половину коня, которая пьет тонны воды и никак не может утолить свою жажду.

Знакомые сюжеты, не правда ли? О бароне Мюнхгаузене слышали все. Даже люди, которые не очень ладят с изящной словесностью, благодаря кинематографу смогут с ходу перечислить пару фантастических историй о нем. Другой вопрос: «Кто написал сказку «Приключения барона Мюнхаузена»?» Увы, имя Рудольфа Распе известно далеко не всем. Да и является ли он подлинным создателем персонажа? Литературоведы до сих пор находят в себе силы спорить на эту тему. Однако обо всем по порядку.

Кто написал книгу «Приключения барона Мюнхаузена»?

Год рождения будущего писателя – 1736-й. Его отец был чиновником и по совместительству горняком, а также отъявленным любителем полезных ископаемых. Это объясняло, почему свои ранние годы Распе провел около рудников. Вскоре он получил базовое образование, которое продолжил в Геттингенском университете. Сначала его занимало право, а потом захватили естественные науки. Таким образом, ничего не указывало на его будущее увлечение – филологию, и не предвещало, что он будет тем, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена».

Дальнейшие годы

По возвращении в родной город он выбирает себе деятельность писаря, а затем работает секретарем в библиотеке. В качестве издателя Распе дебютировал в 1764 году, предложив миру сочинения Лейбница, которые, кстати, были посвящены будущему прототипу «Приключений». Примерно в то же время пишет роман «Хермин и Гунильда», становится профессором и получает должность смотрителя антикварного кабинета. Путешествует по Вестфалии в поисках старинных рукописей, а потом редких вещей для коллекции (увы, не своей собственной). Последнее Распе доверили с учетом его солидного авторитета, опыта. И, как оказалось, зря! Тот, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена», был не очень состоятельным человеком, даже бедным, что заставило пойти на преступление и распродать часть коллекции. Впрочем, Распе удалось избежать наказания, но каким образом это произошло, сказать трудно. Говорят, пришедшие арестовать мужчину заслушались и, очарованные его даром рассказчика, позволили бежать. Это неудивительно, ведь они столкнулись с самим Распе – тем, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена»! Разве могло быть иначе?

Появление сказки

Истории, перипетии, связанные с изданием этой сказки, на самом деле оказываются не менее интересными, нежели приключения ее главного героя. В 1781 году в «Путеводителе для веселых людей» встречаются первые рассказы с неунывающим и всесильным старичком. Было неизвестно, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена». Автор счел нужным остаться в тени. Именно эти истории Распе взял за основу для собственного произведения, которое было объединено фигурой рассказчика, обладало цельностью и законченностью (в отличие от предыдущего варианта). Сказки писались на английском языке, да и ситуации, в которых действовал главный герой, обладали чисто английским колоритом, были связаны с морем. Сама же книга задумывалась как некое назидание, направленное против лжи.

Затем сказку перевели на немецкий язык (это сделал поэт Готфрид Бюргер), дополнив и изменив предшествующий текст. Причем правки были настолько существенными, что в серьезных академических изданиях в списке тех, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена», значатся две фамилии – Распе и Бюргер.

Неунывающий барон имел реально существовавшего прототипа. Звали его, как и литературного персонажа, – Мюнхгаузен. К слову сказать, проблема передачи этой немецкой фамилии осталась нерешенной. Корней Чуковский ввел в обиход вариант «Мюнхаузен», однако в современных изданиях в фамилию героя вписали букву «г».

Реальный барон, будучи уже в почтенном возрасте, любил рассказывать о своих охотничьих приключениях в России. Слушатели вспоминали, что в такие моменты лицо рассказчика оживлялось, сам он начинал жестикулировать, после чего от этого правдивого человека можно было услышать невероятные истории. Они стали набирать популярность и даже выходить в печать. Разумеется, необходимая доля анонимности была соблюдена, однако люди, близко знавшие барона, понимали, кто является прототипом этих милых историй.

Последние годы и смерть

В 1794 году писатель пытается заложить в Ирландии шахту, однако осуществиться этим планам помешала смерть. Значение Распе для дальнейшего развития литературы велико. Помимо изобретения персонажа, ставшего уже классическим, практически заново (с учетом всех подробностей создания сказки, о которых было сказано выше), Распе обратил внимание современников на древнюю германскую поэзию. Он также одним из первых почувствовал, что «Песни Оссиана» – подделка, хоть и не отрицал их культурного значения.

«Приключения барона Мюнхаузена». Краткое содержание невероятной сказки

Кто из нас в детстве не слышал имя этого неимоверного рассказчика, который так степенно рассказывал о своих похождениях? Да разве найдется человек, который не читал «Приключения барона Мюнхаузена»? Краткое содержание его знакомо не только из прекрасной книги Эриха Распе, но и из многочисленных мультфильмов и кино. Давайте вспомним детство и сюжет любимой сказки.

«Приключения барона Мюнхаузена»: краткое содержание

Состоит произведение из нескольких отдельных рассказов, объединенных одним героем – маленьким старичком с большим носом. Он убеждает своих читателей, что все, о чем он рассказывает возле пылающего камина – чистая правда!

Первой является история о том, как барон уснул в открытом поле, находясь в заснеженной России. Коня он привязал к небольшому столбику. Но каково же было его удивление, когда после пробуждения Мюнхаузен обнаружил, что лежит на городской площади, а его лошадь висит на колокольне. Освободив четырехногого друга, герой продолжил путь в санях. Но по пути полконя съел волк, поэтому барон запряг хищника и таким образом добрался до Петербурга.

Охота барона

Изобретательностью и находчивостью отличается главный герой книги Распе. Приключения барона Мюнхаузена продолжаются, и в следующий раз он расскажет о том, как охотился на диких уток, поджигая порох в ружье искрами из собственных глаз или приманивая их салом. Птицы даже донесли его домой, подарив незабываемое воздушное путешествие.

С охотой связаны многие приключения барона Мюнхаузена. Рассказы ведутся о том, как герой стрелял в куропаток горячим прутом и тут же их готовил, как он бил лису плеткой до тех пор, пока она не выпрыгнула из своей пышной шкурки. Отстрелив хвостик у свиньи, за который держался поросенок, предприимчивый барон привел животное прямо на свою кухню. А о том, как Мюнхаузен стрелял в оленя вишневой косточкой, а потом у того на голове выросло дерево, и вовсе ходят легенды. Но бравый барон, любимый детьми и взрослыми, еще вывернул волка наизнанку, победил бешеную шубу, поймал зайца с восемью лапами.

Произведение «Приключения барона Мюнхаузена», краткое содержание которого не может передать все волшебство и тонкий юмор повествования, очень интересное. Вспомните, как смеялись, читая об укрощении бешеного скакуна в Литве, о том, как у коня отрезали воротами заднюю часть, и барону пришлось ее ловить, гоняясь за ней по полю, чтобы пришить обратно. Обязательно вспомнит каждый человек легендарный полет Мюнхаузена на ядре и то, как он освободился из болота, вытащив себя за косичку.

Конечно, это далеко не все приключения барона Мюнхаузена. Краткое содержание не может вместить в себя все эти фантастические рассказы. Ведь главный герой бывал в турецком плену, пас пчел, путешествовал по Индии, Цейлону, Америке, Средиземному морю. И везде быстрый ум спасал жизнь и самому персонажу, и другим героям, подсказывал, как добыть золото и пищу.

Герой всегда подчеркивал, что не выносит лжи, одобрял, что на одном острове за обманы жестоко наказывали. Все его истории – чистая правда, а он – самый правдивый человек в мире. Трудно с этим не согласиться, не правда ли?

Приключения барона Мюнхаузена

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Рудольф Эрих Распе

Приключения барона Мюнхаузена

Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег.

Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно хотелось спать. Я чуть не падал с седла от усталости. Но напрасно искал я ночлега: на пути не попалось мне ни одной деревушки. Что было делать?

Пришлось ночевать в открытом поле.

Кругом ни куста, ни дерева. Только маленький столбик торчал из-под снега.

К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего коня, а сам улегся тут же, на снегу, и заснул.

Спал я долго, а когда проснулся, увидел, что лежу не в поле, а в деревне, или, вернее, в небольшом городке, со всех сторон меня окружают дома.

Что такое? Куда я попал? Как могли эти дома вырасти здесь в одну ночь?

И куда девался мой конь?

Долго я не понимал, что случилось. Вдруг слышу знакомое ржание. Это ржет мой конь.

Ржание доносится откуда-то сверху.

Я поднимаю голову и что же?

Мой конь висит на крыше колокольни! Он привязан к самому кресту!

В одну минуту я понял, в чем дело.

Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами, был занесен глубоким снегом, а наружу торчала только верхушка креста.

Я не знал, что это крест, мне показалось, что это маленький столбик, и я привязал к нему моего усталого коня! А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял, и я незаметно опустился на землю.

Но бедный мой конь так и остался там, наверху, на крыше. Привязанный к кресту колокольни, он не мог спуститься на землю.

Не долго думая, хватаю пистолет, метко прицеливаюсь и попадаю прямо в уздечку, потому что я всегда был отличным стрелком.

Конь быстро спускается ко мне.

Я вскакиваю на него и, как ветер, скачу вперед.

ВОЛК, ЗАПРЯЖЕННЫЙ В САНИ

Но зимою скакать на коне неудобно гораздо лучше путешествовать в санях. Я купил себе очень хорошие сани и быстро понесся по мягкому снегу.

К вечеру въехал я в лес. Я начал уже дремать, как вдруг услышал тревожное ржание лошади. Оглянулся и при свете луны увидел страшного волка, который, разинув зубастую пасть бежал за моими санями.

Надежды на спасение не было.

Я лег на дно саней и от страха закрыл глаза.

Лошадь моя неслась как безумная. Щелканье волчьих зубов раздавалось у меня над самым ухом.

Но, к счастью, волк не обратил на меня никакого внимания.

Он перескочил через сани прямо у меня над головой и набросился на мою бедную лошадь.

В одну минуту задняя часть моей лошади исчезла в его прожорливой пасти.

Передняя часть от ужаса и боли продолжала скакать вперед.

Волк въедался в мою лошадь все глубже и глубже.

Когда я пришел в себя, я схватил кнут и, не теряя ни минуты, стал хлестать ненасытного зверя.

Он завыл и рванулся вперед.

Передняя часть лошади, еще не съеденная волком, выпала из упряжки в снег, и волк оказался на ее месте в оглоблях и в конской сбруе!

Вырваться из этой сбруи он не мог: он был запряжен, как лошадь.

Я продолжал стегать его что было силы.

Он мчался вперед и вперед, таща за собой мои сани.

Мы неслись так быстро, что уже через два-три часа въехали галопом в Петербург.

Изумленные петербургские жители толпами выбегали смотреть на героя, который вместо лошади запряг в свои сани свирепого волка. В Петербурге мне жилось хорошо.

Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то веселое время, когда со мной чуть не каждый день случалось столько чудесных историй.

Одна история была очень забавна.

Дело в том, что из окна моей спальни был виден обширный пруд, где водилось очень много всякой дичи.

Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток.

Мигом схватил я ружье и сломя голову выбежал из дому.

Но впопыхах, сбегая с лестницы, я ударился головою о дверь, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры.

Это не остановило меня.

Я побежал дальше. Вот наконец и пруд. Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять.

Побежать домой за кремнем?

Но ведь утки могут улететь.

Я печально опустил ружье, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль.

Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул.

Да! Порох вспыхнул, ружье выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.

Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Материалы, присутствующие на сайте, получены с публичных (широкодоступных) ресурсов. Если вы обладаете авторским правом на какую либо информацию, размещенную на сайте booksonline.com.ua и не согласны с её общедоступностью в будущем, то мы согласны рассмотреть предложения по удалению определенного материала, а также обсудить предложения о договоренностях, разрешающих использовать данный контент. Мы не отслеживаем действия пользователей, которые самостоятельно выкладывают источники текстов, являющиеся объектом вашего авторского права. Все данные на сайт, загружаются автоматически, не проходя заранее отбора с чьей либо стороны, что является нормой в мировом опыте размещения информации в сети интернет.

Не смотря на это, при возникновении у Вас вопросов касательно ссылок на информацию, размещенную на нашем сайте, правообладателями которой Вы являетесь, просим обращаться к нам с интересующим запросом. Для этого требуется переслать е-mail на адрес: [email protected] . В письме настоятельно рекомендуем подать такие сведения : 1.Документальное подтверждение ваших прав на материал, защищённый авторским правом: отсканированный документ с печатью, либо иная контактная информация, позволяющая однозначно идентифицировать вас, как правообладателя данного материала. 2. Прямые ссылки на страницы сайта, которые содержат ссылки на файлы, которые есть необходимость откорректировать.