Синдром одного ребенка в семье

Современный взгляд на синдром Ангельмана: патогенез, причины, симптомы, лечение

Синдром Ангельмана (синдром «счастливой марионетки», «синдром петрушки») – достаточно редкое нейрогенетическое заболевание, связанное в хромосомными нарушениями.

По приблизительным данным на одну тысячу новорожденных приходится один ребенок с этой патологией. У больных наблюдается физическая и интеллектуальная задержка развития, нарушения сна, приступы судорог, резкие движения, частный беспричинный смех.

Дети, имеющие эту патологию, всегда выглядят очень счастливыми.

История изучения заболевания

Заболевание носит имя Гарри Ангельмана, британского врача-педиатра, который впервые дифференцировал данный синдром в 1965. Тогда он получил название синдрома счастливой марионетки, однако сегодня этот термин не используется, так как это было признано пренебрежительным.

Доктор Ангельман занимался лечением нескольких детей со сходными симптомами и предполагал наличие общего диагноза. Доказать диагноз и получить точные данные на тот момент было не возможно, ввиду отсутствия технологий, которые доступны сегодня. Свои догадки врач отразил в статье под названием «Дети марионетки».

В то время публикация не вызвала большого интереса публики, и вскоре была забыта. Вновь о ней вспомнили в восьмидесятых годах, когда появились необходимые способы исследования. Ученые установили, что у большей части детей, страдающих синдромом, отсутствует маленькая часть 15 хромосомы.

Патогенез и причины

Данный дефект возникает из-за делеции (потери участка генетического материала) сегмента 15 хромосомы. Среди других причин часто называют одноотцовскую дисомию (наследование двух отцовских копий хромосомы, вместо копий от обоих родителей), транслокацию или мутацию одного гена.

Также синдром может появляться как результат мутации гена, участвующего в метаболизме убиквитина.

У большей части пациентов с данной патологией в семейном анамнезе нет генетических отклонений. Однако для определенного процента больных данный синдром является унаследованным. Риски становятся выше, если родители имеют хромосомные аномалии. Интересный факт – если в семье родился ребенок с этим синдромом, то вероятность, рождения еще одного ребенка с такой же патологией, составляет 1%.

Появление синдрома Ангельмана достаточно спонтанно, и практически в любой семье может родиться ребенок с этим заболеванием. Не существует конкретных статистических данных о количестве детей с этим синдромом.

По различным подсчетам количество новорожденных с синдромом куклы колеблется от одного на десять тысяч до одного на двадцать тысяч. Ученые предполагают, что на самом деле это число значительно больше.

Генетические мутации повышают риск появления заболевания

Появление синдрома Ангельмана связано с наличием у родителей будущего ребенка различных хромосомных аномалий. Среди таких отклонений обычно называют:

  • трисомию хромосом – присутствие одной или нескольких лишних хромосом в хромосомном наборе;
  • инверсию – разворот одного из участков хромосомы на 180 градусов, при этом часть хромосомы пропущена, а гены располагаются в противоположном порядке;
  • микроделецию, которая является результатом перестройки Y-хромосомы и обмена участками между хромосомами, наблюдается небольшое количество хромосом, а также может отсутствовать один из генов;
  • делецию – нехватку одного из участков хромосомы;
  • транслокацию – перенос или присоединение участка одной хромосомы к другой хромосоме;
  • дупликацию – копирование части хромосом, результатом чего становится лишний генетический материал;
  • кольцевую хромосому – на концах хромосомы отсутствует генетический материал, при этом новообразованные концы соединяются в виде кольца.

Генные мутации, которые могут вызвать развитие синдрома

Группы симптомов

Обычно диагноз синдром Ангельмана ставится в возрасте от 3 до 7 лет, когда симптомы становятся ярко выраженными. Новорожденный ребенок с синдромом не отличается от здоровых детей, однако в течение первых месяцев жизни появляются проблемы с кормлением, дети медленно набирают массу тела, наблюдаются проблемы со сном, отставание в развитии моторики.

Все симптомы синдрома петрушки делятся на несколько типов. Они имеют взаимосвязь с невралгическим, психическим и физическим состоянием больного:

  1. К физическим симптомам относят проблемы со зрением (косоглазие, атрофия зрительного нерва), высовывание языка, широкий рот, большое расстояние между зубами, размер головы пропорционально меньше относительно размеров других частей тела, альбинизм и гипопигментация, несгибание суставов ног при ходьбе (отсюда возникало сравнение с марионетками), сколиоз.
  2. Среди неврологических симптомов наблюдают дрожание в конечностях, целый ряд расстройств сна, истерические припадки, интенсивность которых велика в возрасте трех лет, и постепенно снижается по мере взросления, проблемы в процессе коммуникации (задержка речевого развития), гиперактивность и дефицит внимания.
  3. Психологические симптомы обычно выражаются в чрезмерно эмоциональном поведении (постоянный счастливый внешний вид, дружелюбность), умственной отсталости в тяжелой форме.

Клиническая картина в подробностях

У разных больных могут проявляться разные симптомы. Эта разница зависит от степени и вида хромосомного отклонения.

Можно разделить признаки по частоте их проявления у детей, больных синдромом Ангельмана:

  1. Симптомы, которые проявляются у всех больных. К ним относят тяжелую функциональную задержку развития, отклонения в поведении (смех и улыбка, не имеющие причины, состояние счастья, повышенная возбудимость, пониженная концентрация внимания). Также у абсолютно всех пациентов наблюдается нарушение моторных функций, нарушение равновесия, тремор, преобладание невербальных навыков над словесными, нарушения речи.
  2. Симптомы, характерные для 80% пациентов. Задержка в росте, приводящая к диспропорции головы относительно других частей тела. Зачастую это приводит к развитию микроцефалии. У детей до трех лет часто проявляются эпилептические приступы, затем они становятся реже либо исчезают вовсе. Результаты электроэнцефалограммы часто аномальны, волны низкого уровня имеют повышенную амплитуду и временную динамику.
  3. Симптомы, возникающие у менее чем 80% больных. К таким проявлениям относят косоглазие, пониженную способность контролировать движения языка, проблемы с глотанием, гипопигментацию глаз и кожи, альбинизм, У многих пациентов наблюдается повышенная активность сухожильных рефлексов. В раннем детстве у многих возникают проблемы с питанием и сном. Среди проявлений также можно назвать слюнотечение, высовывание языка, постоянная жажда. К внешним признакам относят также наличие плоского затылка и гладких ладоней.

По мере взросления проявления синдрома изменяются. Реже наблюдаются расстройства сна, гиперактивность, судорожный синдром. Взрослые, имеющие синдром Ангельмана, выглядят моложе своих ровесников.

Половое созревание происходит немного позже, чем у индивидов, не имеющих данной патологии. Больные могут иметь собственных детей, однако высок риск передать заболевание потомству.

Многие взрослые пациенты страдают от неконтролируемого мочеиспускания. Часто встречается наличие сложностей с моторикой, что приводит к необходимости носить одежду без молний, пуговиц. Среди взрослых больных наблюдается проблема лишнего веса, поэтому необходимо контролировать соблюдение специальной диеты.

Дети хорошо воспринимают устную речь, и понимают содержание почти всех разговоров, однако редко отвечают. Часто они отказываются принимать участие в разговоре, и употребляют в речи несколько десятков слов.

Диагностика и своевременное выявление

Синдром куклы возможно диагностировать еще до рождения ребенка, путем проведения генетического исследования пятнадцатой хромосомы.

Диагностика может быть инвазивной и неинвазивной. Инвазивный метод исследования существует в медицине достаточно давно, однако является достаточно рискованным, так как необходимо проникновение в матку и забор околоплодной жидкости.

Неинвазивный метод предполагает анализ крови матери, при котором проводится анализ ДНК младенца. На основании данного исследования делаются выводы о присутствии или отсутствии определенных отклонений.

Диагностику также проводят новорожденным, у которых наблюдаются нарушения мышечного тонуса, отставание в развитии речи и моторики.

Необходимо следить за выражением лица младенца, его поведением, проявлением эмоций, движениями. Если у младенца имеются трудности со сгибанием конечностей, наблюдается тремор, хаотичные и резкие движения конечностей, то стоит обратиться за консультацией и помощью специалистов.

Зачастую диагноз синдром Ангельмана ставится в возрасте от 3 до 7 лет, когда можно заметить яркое проявление признаков данного заболевания. В зависимости от степени повреждений 15 хромосомы, проявления могут иметь различную тяжесть: некоторые пациенты имеют затруднения даже в речи, в то время как другие могут вести самостоятельную жизнь.

Фото и видео материалы по теме

Видео, а также галерея с фото детей и взрослых, у которых диагностирован Синдром Ангельмана:

Улучшение состояния и жизни больных

Синдром Ангельмана является генетическим заболеванием, на сегодняшний день не существует методов восстановления хромосомных нарушений, и лечение невозможно. Однако существует большое количество способов уменьшения симптоматики, что облегчает состояние таких людей.

В каждом конкретном случае программа реабилитации разрабатывается индивидуально, соответственно симптомам и состоянию конкретного пациента. Специалисты выделяют четыре основных направления терапии:

  1. Прием противоэпилептических препаратов и антиконвульсантов. Данные препараты помогают контролировать и снижать частоту приступов, вызываемых заболеванием.
  2. Лечебная физкультура – помогает развивать мелкую моторику и решать другие проблемы двигательного аппарата. Дети с аномалиями хромосом развиваются медленнее своих здоровых сверстников, и это требует терпения со стороны семьи.
  3. Язык жестов. Больные с синдромом марионетки мало разговаривают, однако вполне успешно используют язык жестов. Обучение стоит начать с самого раннего возраста.
  4. Поведенческая терапия. Данная программа позволяет дать корректное и эффективное воспитание детям, которые имеют отклонения, поможет справиться с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Многие врачи отмечают схожесть между детьми, страдающими аутизмом и синдромом Ангельмана. Американскими учеными были достигнуты успехи в лечении, а именно применении внутривенных инъекций с гормоном Секретин. Положительный эффект выражается в уменьшении признаков нежелательного поведения, а также улучшении коммуникативных навыков.

Особенности воспитания и адаптации

По мере взросления ребенка с данной патологией симптомы меняются, становятся менее интенсивными, или напротив более интенсивными, могут исчезать старые и появляться новые. Перспективы в состоянии больного во многом зависят от условий, которые окружают больного.

Доброжелательная среда, атмосфера любви ласки дает шанс больному стать, по крайней мере, частично самостоятельным человеком. При должном уходе признаки болезни со временем становятся легче. Продолжительность жизни у людей с синдромом Ангельмана средняя. Необходимо помнить о регулярных обследованиях, правильном питании, а также соблюдении условий терапии.

Обучение ребенка в школе требует применения инклюзивных программ. Однако в России и странах СНГ на сегодняшний день эти программы не входят в широкую практику. Таким детям необходим особый подход, включающий в себя обучение концентрации внимания. Важным требованием также является возможность учебного заведения оказать медицинскую помощь при припадке.

В нашем обществе на данный момент к людям с хромосомными нарушениями относятся с осторожность и опаской. В последние годы активно проводятся различные мероприятия, направленные на распространение знаний о таких заболеваниях, а также на формирование толерантности в обществе.

Синдром среднего ребенка: опровергаем мифы

Синдром среднего ребенка описывают как чувство пренебрежения или изоляции, которое испытывают многие дети, имеющие старших и меньших братьев и сестер. Однако последние исследования показывают, что этот синдром в общей сложности является мифом. На самом деле средние дети развивают черты личности, которые помогают им добиться успеха на рабочих местах и в отношениях даже быстрее, чем их старшие и младшие братья и сестры.

Средние дети умеют вести переговоры

Каждый ребенок в порядке рождения имеет свое положение в семье. Старшие дети имеют естественное влияние на своих родителей, младшие всегда получают больше сочувствия, а вот средние должны научиться вести переговоры между ними, используя все необходимые средства. Поэтому средний ребенок оказывается наиболее подготовленным к различным сделкам — так говорят психологи. Поскольку такие дети находятся в середине большинства споров между другими детьми, они учатся быть терпеливыми, дипломатичными, слушать и видеть аргументы с разных сторон. Их голос очень редко бывает громче всех, но часто является наиболее убедительным.

Средние дети – игроки

В отличие от старших братьев и сестер, средние дети рождаются в мире, в котором нужно научиться делиться. С самого первого дня они должны разделять свое пространство, время и любовь родителей, а также свои игрушки, по крайней мере, еще с одним ребенком. Именно поэтому они с детства учатся сильным сторонам обмена и навыкам совместной работы. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Генетическая психология», средние дети, как правило, лучше проявляют себя в групповой деятельности, чем старшие и младшие.

Из них получаются лучшие друзья

Поскольку средние дети часто получают меньше внимания со стороны своих ближайших родственников, они более склонны искать прочные отношения в другом месте. Средний ребенок, как правило, выбирает круг близких друзей, чтобы «расширить» собственную семью. Друзья компенсируют внимание, которое недополучают в доме средние дети. Но и друзья получат огромную выгоду от длительных и лояльных отношений с такими детьми, основанных на подлинном сострадании, а не на удобствах.

Средние дети имеют небольшое эго

Из-за недостатка внимания у себя в семье у средних детей, как было доказано, развивается более низкое чувство собственного достоинства, чем у их братьев и сестер. Хотя это можно рассматривать, как слабость, такое положение имеет и мощные преимущества. С одной стороны, такие дети гораздо легче реагируют на отказ, чем братья и сестры, а также не являются эгоистами. Все это вместе приводит к мощному выводу…

Из них получаются сильные лидеры

Средние дети имеют привилегию, так как могут учиться у своих старших братьев и сестер. В то же время они выступают образцами для подражания для младших детей. Такая двойная природа — ученика и учителя — воспитывает сильную эмпатию, умение вести переговоры, а также гибкость в отношениях. Все это – мощные инструменты, необходимые лидеру. Поэтому вас не должно удивлять, что больше половины американских президентов, к примеру, были именно средними в своих семьях, в том числе и Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт и Джон Ф. Кеннеди.

Средние дети строят счастливые отношения

Дружба и лидерство являются лишь малой частью того, на что способны средние дети. Отношения с любимым человеком – это еще одно преимущество. Опрос, проведенный израильскими учеными, показывает, что средние дети являются самыми счастливыми и довольными в своих отношениях. Возможно, это происходит потому, что средние дети предпочитают компромисс конфликтам и обращают внимание на потребности других. Поэтому их отношения, как и детская дружба, обычно имеют длительный характер.

Они процветают среди «своих»

Очень часто такие дети окружают себя теми людьми, которые также родились средними в своей семье. Психологи говорят, что это совершенно нормально. В соответствии с исследованием, опубликованным в 2009 году в журнале «Индивидуальная психология», средние дети имеют тенденцию заводить романтические отношения с другими такими же людьми. Это может быть связано с высоким уровнем эмпатии, а также отсутствием эгоизма.

особенности восп в семье одного ребенка1

1 . особенности воспитания одного ребенка в семье.

С рождения единственные дети воспитываются в особой атмосфере. Окруженные только взрослыми людьми, они приобретают более узкий личностный опыт по сравнению с теми детьми, которые имеют братьев и сестер. Психологи еще в прошлом столетии скептически относились к подобной структуре семьи. Но эта однозначная оценка не вполне обоснованна, и в наши дни встречает немало возражений.

Единственный ребенок в семьена протяжении длительного времени общается близко только с взрослыми людьми. Но один в «стране великанов» – это непросто. Ребенок не имеет возможности повседневно сравнивать себя с братьями и сестрами примерно такого же возраста. Постоянно видя перед собой только недосягаемых и знающих обо всем взрослых, ребенок остро переживает личную слабость и детское несовершенство. В результате потери контроля над ситуацией, у ребенка может уйти вера в собственные силы.

Единственный ребенок постоянно находится в поле зрения родителей. Проявляя бдительность, они отмечают моменты, когда у него что-либо не получается, и если возникают малейшие трудности, родители торопятся оказать посильную помощь. В результате подобного отношения ребенок со временем начинает чувствовать собственную беспомощность.

Развиваясь в атмосфере безмерной опеки, единственные дети привыкают принимать услужливость и помощь родителей как разумеющийся факт, требуют ее в любой ситуации, даже когда помощь не требуется. Ребенок начинает осознать силу собственной слабости, начинает злоупотреблять участием и заботой окружающих. Поэтому родители нередко попадают в капкан маленького тирана: во всем ему нужна помощь и ни в чем не получается отказать. Иначе за отказом последует приступ истерики, слезы, капризы или демонстрация слабости. Иногда ребенок применяет и другие методы манипулирования родительским поведением. Например, жалуется на ночные страхи, соматические проблемы (боли в области живота, головные боли и т. п.). Это делается для того, чтобы родители всегда заботились о нем, уступали во всех прихотях. Дети незаметно превращаются в маленьких деспотов, при этом родители, хоть и чувствуют внутреннюю усталость, не понимают, что происходит: делают вывод, что ребенок или очень чувствителен, или действительно чем-то болен.

Единственный ребенок не имеет возможности близкого общения со сверстниками, что нередко приводит к формированию у него неверной самооценки. Единственный ребенок склонен считать себя незаурядной личностью, ставить себя выше окружающих. В школе часто раскрывается завышенное самомнение ребенка, но он изо всех сил стремиться поддержать фальшивый образ самого себя.

Из-за отсутствия возможности общения с братьями и сестрами, единственным детям сложнее найти общий язык со сверстниками. Они не имеют полноценного опыта общения в детском коллективе, не знают, как приспосабливаться к потребностям других детей, не стремятся учитывать их интересы. Нередко единственный ребенок от сверстников отличается и своим лексиконом. В его речи присутствует немало терминов, взрослых выражений, часто не понятных ему самому и сверстникам, он с трудом понимает шутки других детей.

Эти особенности приводят к тому, что единственные дети имеют меньшую популярность среди сверстников, что, безусловно, влияет на формирование личности ребенка. Испытывая дефицит близкого общения с детьми, единственные дети уже в раннем возрасте начинают искать новые контакты. Они уговаривают родителей, чтобы им «подарили» или «купили» сестренку или братика, либо страстно желают завести домашнее животное.

Но, кроме недостатков, в ситуации воспитания единственных детей имеются и положительные стороны. Родители дают им больше внимания и любви. Только если родители «перегибают» с воспитательным процессом, не уступают инициативе ребенка, не предоставляют ему возможности испробовать свои силы, самому справляться с возникшими препятствиями, вреда будет гораздо больше, чем пользы. К сожалению, тенденция большинства родителей именно такова: так как ребенок у родителей один. Но встречаются родители, у которых получается преодолеть свою «слабинку» и создать для ребенка нормальные условия для гармоничного развития.

Родители единственного ребенка имеют высокие шансы развить его способности, проявлять больше внимания к его внутреннему миру, его мыслям и переживаниям. Чем ближе родители к ребенку, тем активнее они влияют на формирование его личности.

Итак, мы выяснили, что отрицательные и положительные аспекты родительского воспитания в семьях с единственным ребенком оставляют наиболее яркий отпечаток в его личности. В социальном плане единственные дети имеют ряд преимуществ над сверстниками. Их развитию и обучению уделяется больше времени, для этой цели привлекаются репетиторы, дети посещают различные кружки. В будущем единственные дети получают лучшую материальную поддержку, что играет важную роль для начала самостоятельной жизни.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного — единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

2. позитивные особенности в восп. ед. реб.

Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток времени.

Родители единственного ребенка считают, что он не будет нуждаться ни в чем, будет лучше развиваться и не лишен их внимания, как дети из многодетных семей. Они в чем-то правы, есть и другая сторона медали.

Интеллектуальное развитие единственного ребенка опережает ровесников, он не только раньше начинает говорить, но и читать, поскольку ему родители уделяют много внимания и стараются развить его способности.

Обычно, такой ребенок рано «взрослеет», умеет на равных общаться со взрослыми и выражать свое мнение. У таких детей довольно высокая самооценка. Также, считается, что единственный ребенок вырастет эмоционально устойчивым, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами [6, c. 33].

Имея много возможностей он может полностью реализовать себя и занять достойное место в обществе.

3. неготивные особенности

В тоже время, единственный ребенок может испытывать трудности при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают своего ребенка, стараются предугадать его желания, поэтому такому ребенку трудно решать сложные задачи и справляться со стрессами. Кроме того, он может разочароваться в людях, поскольку ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в школе, где от учителя ребенок ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его внимание с одноклассниками. А если в семье ставятся интересы ребенка превыше всего, он может не только вырасти эгоистом, но и не уметь учитывать интересы других.

Очень часто на единственного ребенка возлагаются большие надежды или с помощью него родители хотят осуществить свои не реализованные мечты и задумы. Все это накладывает отпечаток на психику ребенка, а не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка

4. проблемы родителей при воспитании одного ребенка

Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста. Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут — неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так — то легко [7, c. 263].

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Единственный ребенок, как правило, опережает сверстников в интеллектуальном развитии, ведь ему одному достаются все силы, все время и внимание родителей и родственников. Такие дети раньше начинают говорить, читать, с ними много занимаются, стараясь развивать любые способности.

Находясь преимущественно во взрослой компании, ребенок часто слышит серьезные разговоры и учится на равных общаться с взрослыми. Он привыкает, что с его мнением считаются, его самооценка при этом повышается. Но многие взрослые признаются себе: воспитывая одного ребенка, трудно избежать сложностей и перекосов. И то, что в большой семье дети получают естественным путем, в процессе общения, игры, благодаря необходимости выстраивать отношения с самыми разными людьми, единственный ребенок может получить благодаря лишь каким-то специальным усилиям, предпринятым взрослыми.

Психологи советуют родителям в первую очередь понять, почему они больше не хотят детей. Это важно. Заводить ребенка не ради него самого, не ради его жизни, а для себя — нередкий вариант. В этом случае все ожидания, все надежды переносятся на единственного ребенка, родители его не принимают таким, каков он есть, а формируют идеальный образ и встраивают малыша в искусственную схему. Это может привести к отклонениям в поведении и развитии ребенка. Нужно признать, что ребенок — совершенно отдельное существо, он имеет право на свой путь развития и очень нуждается в уважительном к себе отношении [18, c. 350-355].

Единственному ребенку нужно предоставлять те способы взаимоотношений с людьми и с жизнью, которые естественным путем формируются в больших семьях. И хорошо бы еще взрослым знать об основных возрастных периодах детского развития, чтобы не вынуждать ребенка перескакивать через ступеньки этого естественного, природой

Многие родители, вспоминая свое нерадужное садовское детство, не хотят того же для своих детей. В лучшем случае ребенок идет в сад перед поступлением в школу. Если у вас один ребенок, отдайте его в детский сад и желательно не позже четырехлетнего возраста. Ему очень нужен коллектив!

Родители, у которых всего один ребенок, живут в сильном напряжении. Их ребенок одновременно и первый и последний, он — их единственный шанс проявить родительские способности, поэтому они стремятся выполнить все правильно.

Озабоченность родителей и привязанность к ребенку возрастают, если этот ребенок единственный, ведь в этом случае родители и ребенок «настроены» друг на друга. Тесная близость заставляет обе стороны неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Часто один ощущает эмоциональный дискомфорт, когда второй попадает в беду или чем-то расстроен.

При таких интенсивных отношениях часто случается, что родители искренне хотят дать своему чаду все самое лучшее, а ребенок чувствует себя обязанным соответствовать ожиданиям родителей.

Живя под неослабным родительским вниманием, ребенок относится к ним как к самым важным людям в мире и наслаждается таким же отношением к себе [15, c. 17].

Союз двух родителей и одного ребенка кажется нерушимым, и, когда развод разбивает такую семью, ребенок переживает сильное потрясение.

Разрушен мир, вращавшийся вокруг него. Теперь рядом с ним стало одним родителем меньше, чтобы разрешать его проблемы. Так как живущая с ним мама теперь больше занята и менее доступна, она откладывает или вообще отказывается выполнять просьбы, которые раньше удовлетворялись автоматически. Единственный ребенок вынужден приспосабливаться к реакциям матери, которые кажутся новыми и малоприятными. Часто у единственного ребенка в семье развод отбирает немало из того, к чему он привык.

Единственному ребенку может быть больно видеть родителей поодиночке, потому что, находясь с одним из них, он скучает по второму. Ребенок тоскует по старому уютному триединству, которое они некогда составляли вместе. Эта боль становится неизмеримо больше, если разведенные родители не могут избавиться от обид друг на друга. Их продолжающееся противостояние разрывает верное детское сердце и порождает глубокий внутренний конфликт. Такие близкие, такие любимые — чью сторону принять? Величайшую радость разведенные родители могут доставить своему единственному ребенку, примирившись друг с другом, и чем скорее, тем лучше. Помните о том, что единственные дети особенно тяжело переносят развод.

Помимо воздействия развода, есть общие особенности, свойственные большинству единственных детей, которые порой могут стать причиной для беспокойства. Это само ощущение единственности, влекущее за собой трудности эмансипации, социализации, принятия общественных норм.

Большинство единственных детей четко себя осознают (это относится и к первым детям, которые некоторое время тоже были единственными). Их самовыражение и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются [17, c. 185-187].

Пользуясь повышенным вниманием и поддержкой родителей, они могут быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто считаются со своим мнением в гораздо большей степени, чем с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды других.

Один ребенок в семье: плюсы и минусы

Глядя на статистику количества детей в семье и состава семей, очевидными становятся следующие факты: однодетные семьи преобладают в России и во многих других странах уже несколько десятилетий, уменьшается количество полных семей, а многодетные семьи и вовсе стали редким явлением. Конечно, весомым в вопросе о количестве детей в семье является материальный фактор: наличие своего жилья; возможность обеспечить ребенка всем необходимым; трудности, возникающие у женщины в отношении карьеры при рождении ребенка. Однако часто родители ограничиваются рождением лишь одного малыша и по другим причинам. Для тех, кто сомневается — хорошо это или плохо, когда в семье один ребенок, рассмотрим плюсы и минусы такой модели семьи.

Один ребенок в семье: плюсы

В семье с одним ребенком первоочередной плюс, наверно, материальный . Родители могут финансово обеспечить свое чадо по максимуму своих возможностей: игрушки, одежда, образование.

Во многих семьях ребенок остается единственным, когда мама и папа отложили «детский вопрос» до момента, когда карьера будет построена, квартира куплена, финансовое положение прочно. А возраст, особенно мамин, существенно ограничивает ее возможности в деторождении. Родив малыша даже в 30, а то и позже — а это очень распространенная ситуация в наше время, зачастую женщина настолько погружается в ребенка, старается дать ему максимум внимания и заботы, что время для рождения второго уже так и не наступает. Конечно, единственный ребенок в таком случае получает от родителей полное обожание, заботу и постоянный интерес к его делам. Ему не приходится ревновать маму и папу к непонятно откуда взявшемуся «сопернику», делить с кем-то игрушки. Родители стараются вкладывать в свое единственное чадо максимум усилий , занимаясь его умственным, физическим и психологическим развитием, ведь ребенок — это основной итог и смысл их жизни. Считается, что единственные дети более развиты в интеллектуальном плане, ведь они постоянно окружены взрослыми и стараются быть с ними наравне.

Несмотря на все эти плюсы, общественное мнение жестоко — единственный ребенок вырастет эгоистом . Но это далеко не всегда так. Главное — подходить к воспитанию адекватно: стараться не перегибать палку в своем обожании, обеспечить ребенку необходимый социум, прививать альтруизм. Коммуникабельность и доброта важны не меньше, чем знание иностранных языков и вычисление логарифмов в уме. Если ваш малыш с детства будет окружен сверстниками (в детском саду, в школе, детьми знакомых, приглашенными в гости) и большим количеством родственников, привыкнет к необходимости уступать, заботиться о младших и с уважением относиться к старшим, — тогда риск потенциальной «эгоистичности» будет сведен к минимуму.

Часто рожать второго просто страшно, хотя возраст еще позволяет — женщина боится опять пережить роды и первые месяцы тревог, волнений и недосыпа. В таком случае стоит честно ответить себе на следующий вопрос — не является ли причиной ваших страхов эгоизм, нежелание дарить свою любовь, время и внимание кому-то еще? Ведь это может означать, что и ваш первый малыш не получает достаточно заботы и ласки, а отсутствие братика или сестрички вдобавок сделает его одиноким. Поверьте многим женщинам, решившимся на появление второго малыша — это событие зачастую помогает по-настоящему насладиться материнством, если не получилось сделать это с первым ребенком. Опыт и багаж знаний, которые у вас уже есть, позволят избежать многих ошибок. К тому же рождение второго малыша, если подойти к этому вопросу осознанно, будет полезным и радостным событием для первого ребенка.

Если же вы считаете, что для ребенка быть единственным лучше всего, вам полезно будет узнать о тех минусах, которые существуют, если ребенок в семье один.

Один ребенок в семье: минусы

Конечно, риск вырасти эгоистом, замкнутым на собственном «Я», для единственного ребенка в любом случае выше, чем для ребенка из многодетной семьи или даже семьи с двумя детьми. Когда малыш один, ему трудно представить, что иногда бывает нужно поступаться своими интересами, с кем-то делиться. Таких ситуаций у ребенка просто не возникает, и родителям приходится искусственно их создавать, чтобы ребенок не стал жадным и равнодушным к чужим нуждам. Когда у малыша есть братья или сестры, ему просто волей-неволей приходится уступать, идти на компромиссы, и здесь вынужденность — это не плохо, а как-раз-таки очень полезно для его воспитания. Когда единственный ребенок попадает в детский коллектив, для него может стать шоком, что он уже не главный, в отличие от дома, где его окружают любящие взрослые. Поэтому крайне важно, если ребенок у вас один, избегать поклонения своему чаду — этим вы, конечно, сделаете ребенку приятное в какой-то период жизни, но рано или поздно такая методика столкнется с жизненными реалиями, и ребенок переживет настоящую психологическую травму.

Самым большим минусом для единственного ребенка является его одиночество со всеми вытекающими последствиями . В наше неспокойное время родители часто опасаются отпускать ребенка гулять одного, а некоторые не любят и приглашать других детей в гости. Вдобавок, не имея времени организовать ребенку интересный досуг, родители включают ребенку телевизор, компьютер и различные гаджеты. В результате вокруг маленького человека возникает неестественное для развития окружение — не другие дети разных возрастов, а лишь взрослые и картинки на экране, с которыми, очевидно, не пообщаешься. Ребенок чувствует себя изолированным и беззащитным, в отличие от детей, имеющих братьев и сестер — они всегда на подсознательном уровне чувствуют за собой опору.

Мифом является факт, что если ребенок в семье один, он вырастает лидером. Лидерские качества присущи обычно не тем людям, которые привыкли ощущать себя главными, а как раз тем, кто умеет находиться в коллективе, выслушивать различные точки зрения, находить компромиссные решения. Такие качества характерны в большей степени для детей из многодетных семей. А вот избаловать и исказить картину мира единственного ребенка проще простого. Поэтому родителям необходимо избегать «детоцентризма», постоянно учить ребенка дружить, заботиться о других, уступать.

Как ни грустно это признавать, родители не вечны, и когда-то единственный ребенок останется по-настоящему один . Часто даже братья и сестры, имеющие не самые близкие отношения, признают, что несмотря ни на что, любят и ценят друг друга, радуются тому, что у них есть родной по крови человек, на которого можно положиться.

Решение о том, сколько детей надо иметь именно вашей семье, глубоко личное. Никто не ответит на этот вопрос за вас. Можно вырастить единственного ребенка прекрасным, умным и воспитанным человеком, в то же время многие семьи, имеющие нескольких детей, доказывают, что качество воспитания и уровня жизни не зависит от количества детей. Поэтому решать только вам, в любом случае самое важное — любить своих детей и подходить к их воспитанию разумно и ответственно.