Нарушенные потребности при дизентерии

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ

Какова общая характеристика заболевания?

Дизентерия — инфекционная болезнь, характеризующаяся учащением стула, примесью слизи и крови в кале, схваткообразными болями в животе, повышением температуры тела и симптомами общей интоксикации. Частота стула может быть от 3—5 до 15—20 раз в сутки и более. Для дизентерии характерны усиление болей в животе перед актом дефекации, появление болезненных и ложных позывов «на низ» (на дефекацию) — тенезмов.

Что является возбудителем заболевания?

Возбудителями дизентерии являются бактерии рода шигелл.

Кто является источником инфекции?

Болеют дизентерией только люди. Источник инфекции — больной человек.

Как происходит заражение?

Заражение дизентерией происходит при попадании возбудителя в организм человека через рот с пищей, водой или через грязные руки.

Как осуществляется госпитализация, изоляция и выписка больных?

Обязательной госпитализации подлежат больные среднетяжелыми формами заболевания, с наличием тяжелых сопутствующих заболеваний, а также больные из числа работников пищевых предприятий, детских учреждений и водопроводных сооружений. Распределение больных по палатам внутри-отделения производится по срокам заболевания и виду выделенного возбудителя. Изоляция прекращается в соответствии с установленными правилами. Лица, перенесшие острую дизентерию, могут быть выписаны из стационара по исчезновении клинических признаков, но не ранее чем через 3 дня после нормализации стула. Реконвалесценты, у которых диагноз подтвержден бактериологически, выписываются после однократного отрицательного посева кала. Работники пищевых предприятии и лица, к ним приравненные, выписываются после однократного отрицательного посева кала, если диагноз не подтвержден бактериологически. В случаях бактериологически подтвержденного диагноза выписка их проводится после двукратных отрицательных бактериологических исследований кала. Бактериологическое обследование начинают проводить не ранее чем через 2 дня после окончания этиотропного лечения.

Каковы особенности ухода за больными дизентерией?

При уходе за больными дизентерией, как и при других острых кишечных инфекциях, большое значение приобретают тщательное выполнение больными и персоналом правил личной гигиены и текущей дезинфекции. Больные должны мыть руки перед каждым приемом пищи, после посещения туалета. В отделении каждый больной пользуется индивидуальным горшком, номер которого соответствует номеру кровати. Палатная медицинская сестра должна следить за стулом больных и отмечать на температурном листе истории болезни кратность стула и его характер, количество испражнений, наличие в них патологических примесей: слизи, крови и гноя. Утром до обхода стул больных в горшечной осматривает врач вместе с медицинской сестрой или санитаркой.

Палаты следует хорошо и часто проветривать, но температура в них должна быть не ниже 19—20 °С вследствие нарушения у больных дизентерией теплорегуляции.

Очень важно содержать больного в чистоте. Тяжелобольные при частом стуле укладываются на резиновое судно. Для облегчения ухода под таз больного подкладывается медицинская клеенка шириной не более 1 м, которая обязательно застилается сложенной вдвое простыней или пеленкой. Белье меняется по мере необходимости; нельзя допускать, чтобы на больном было белье, загрязненное испражнениями. Во избежание образования опрелостей и пролежней необходимо тщательное обмывание области ягодиц, заднего прохода и промежности после каждой дефекации.

Какое диета и лечение назначаются больным?

В назначении режима руководствуются состоянием больного. В начале заболевания назначаются диета № 4 и обильное питье.

Выбор других патогенетических лечебных средств и длительность их назначения определяются тяжестью течения заболевания. В случаях преобладания симптомов гастроэнтерита больным дизентерией в первую очередь проводят дезинтоксикационную терапию и восполнение утраченной жидкости: внутривенное вливание солевых растворов (квартосоль, трисоль, лактосоль, раствор Рингера—Лркка) в объеме 1,5—2 л. В случае продолжающихся рвоты и поноса количество жидкости увеличивается в зависимости от объема потерянной больным жидкости, который учитывает медицинская сестра.

Для воздействия на возбудителя при тяжелом течении дизентерии используются антибиотики широкого спектра (тетрациклины, левомицетин) в сочетании с сульфаниламидами, например с фталазолом. При легких и среднетяжелых формах используются энтеро-септол, фуразолидон, фурадонин, интестопан. Кроме этиотропных средств, важное место занимают биологические препараты (вакцина, колибактерин, лактобактерин).

Как проводится бактериологическое исследование?

Важнейшим методом подтверждения диагноза является бактериологическое исследование испражнений. -Для увеличения высеваемости дизентерийных палочек рекомендуется соблюдение следующих правил: горшки и судна, откуда берется материал, должны хорошо промываться горячей водой, чтобы на них не оставалось следов дезинфицирующих средств; кал на посев должен забираться до начала этиотропной терапии, лучше всего в первые дни болезни; забор материала на посев желательно производить из свежевыделенных испражнений, отбирая слизисто-гнойные комочки кала (без крови), содержащие наибольшее количество возбудителя. Необходимо как можно быстрее доставлять материал в лабораторию; если это невозможно, то кал нужно помещать в пробирку с консервантом (30 % глицерина и 70 % изотонического раствора натрия хлорида) или хранить его в холодильнике (при температуре 1—4 °С). Целесообразно посев кала на плотные питательные среды (Плоскирева, Эндо или Левина, среды с добавлением левомицети-на) делать непосредственно в отделении.

Какие дополнительные методы лабораторной диагностики можно использовать для подтверждения диагноза?

К вспомогательным методам диагностики дизентерии относится внутрикожная аллергическая проба Цу-веркалова с дизентерином, имеющая большее значение в диагностике дизентерии у детей. Проба ставится обычно с 3—4-го дня заболевания. Внутрикожно вводится 0,1 мл дизентерина. Результаты читаются через 24 часа. Реакция считается положительной, (Вели гиперемия и инфильтрат на месте введения дизентерина не менее 10—20 мм в диаметре; выраженная положительная реакция — при диаметре 20—35 мм; резко положительная — если диаметр местных изменений более 35 мм. В случае гиперемии без инфильтрата реакция считается сомнительной.

Из серологических методов диагностики используется реакция непрямой гемагглютинации, для чего кровь берут из вены в количестве 3—5 мл в первые дни болезни и повторно через 10—12 дней. Реакция становится положительной с конца 1-й недели болезни, максимальный титр антител наблюдается на 3-й неделе заболевания.

Нарушенные потребности при дизентерии

Выявление нарушения потребностей пациента

В современной практике сестринского дела принято рассматривать любое патологическое состояние пациента — будь то болезнь, травма или возрастные анатомо-физиологические изменения — с позиций возникающих при этом нарушений жизнедеятельности. Эти нарушения в той или иной степени, в том или ином объеме, в зависимости от различных обстоятельств не позволяют пациенту самостоятельно поддерживать свою повседневную жизнедеятельность на качественном уровне. Говоря иными словами, пациент не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненно важные потребности. Это состояние порождает чувство дискомфорта у пациента и свидетельствует о низком качестве оказываемой медицинской помощи. Степень возникающих нарушений может быть различна. Она зависит как от тяжести и особенностей заболевания, так и от ряда других факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей человека. Зависит она и от профессионализма медицинского персонала, наличия специальных средств реабилитации, позволяющих свести последствия возникающих нарушений к минимуму.

Чем точнее и полнее будут определены проблемы пациента по удовлетворению его повседневных потребностей, чем больше при уходе за больным будет применено средств реабилитации, тем в большей степени пациент будет ощущать свою независимость.

Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой). Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:

  1. Нормально дышать.
  2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
  4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
  5. Спать и отдыхать.
  6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
  7. Поддерживать температуру тела в пределах нормы.
  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
  9. Обеспечивать свою безопасность.
  10. Поддерживать общение с другими людьми.
  11. Отправлять религиозные обряды.
  12. Заниматься любимой работой.
  13. Отдыхать.
  14. Удовлетворять любознательность, обучаться и развиваться.

При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:

  • опрос пациента и его близких;
  • осмотр пациента;
  • проведение тестов, позволяющих выявить способность пациента выполнить то или иное действие;
  • проведение тестов и заполнение специальных форм, в которых отражаются полученные данные.

В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. Это объясняется, прежде всего, тем, что у нас в стране пока нет общепринятых сестринских стандартов обследования больного.

В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.

Шкала Бартела (в сокращенном виде)

  1. Прием пищи
    • не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;
    • частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи;
    • полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).
  2. Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в помощи.
  3. Одевание
    • не нуждается в посторонней помощи;
    • частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.;
    • полностью нуждается в посторонней помощи.
  4. Прием ванны
    • принимает ванну без посторонней помощи;
    • нуждается в посторонней помощи.
  5. Контроль тазовых функций (мочеиспускание, дефекация)
    • не нуждается в помощи;
    • частично нуждается в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);
    • постоянно нуждается в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.
  6. Посещение туалета
    • не нуждается в помощи;
    • частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.);
    • нуждается в использовании судна, утки.
  7. Вставание с постели
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в наблюдении или минимальной поддержке;
    • может сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;
    • не способен встать с постели даже с посторонней помощью.
  8. Передвижение
    • может без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;
    • может передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;
    • может передвигаться с помощью инвалидной коляски;
    • не способен к передвижению.
  9. Подъем по лестнице
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в наблюдении или поддержке;
    • не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.

Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.

Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.

На основании полученных данных составляется план действий по оказанию помощи и подбираются необходимые средства реабилитации. План обязательно должен быть обсужден и согласован с самим пациентом. Необходимо помнить, что без активного участия пациента уход вряд ли будет эффективным.

И еще — только при наличии в распоряжении пациента средств реабилитации он может активно участвовать в удовлетворении своих потребностей, реабилитируя свои способности по ходу заболевания. В случае же отсутствия средств реабилитации или при слишком «заботливом» уходе, исключающем максимальное использование возможностей самого больного и создающим для него «тепличные» условия, пациент занимает пассивную позицию, вынужден пользоваться помощью ухаживающего персонала, не развивает, а, наоборот, часто теряет навыки повседневной деятельности.

Сестринский процесс при дизентерии

Сестринский процесс при лечении дизентерии имеет крайне важное значение, поскольку госпитализации в инфекционное отделение подлежат все случаи острой дизентерии, а кроме того, в зависимости от тяжести течения госпитализируются и больные с хроническими формами заболевания, в связи с опасностью обезвоживания и соответственно формирования инфекционно-токсического шока.

При госпитализации, больным должен быть обеспечен постельный режим, иногда в течение шести-семи дней от начала заболевания, в некоторых случаях постельный режим может быть продлен.

Основные требования к диете таких пациентов состоят в обеспечении их механически и химически щадящей кишечник пищей с ограничением жиров и углеводов. Пища должна быть легкоусвояемой и полужидкой такой как диета при проктите. При расстройствах глотания больных кормят через зонд или назначают питательные клизмы.

Регулярно получаемое лечение с обеспечением на сестринском этапе максимально профессиональных процедур, включающих медикаментозное лечение с введением лекарств внутривенно-капельным путем, проведение таких процедур, как лечебные клизмы и т.д. – залог выздоровления. Уход за тяжелыми пациентами, осуществляемый сестринским персоналом также является важным звеном помощи, без которого не может обойтись лечебный процесс.

Правильный уход за инфекционными больными не только облегчает их физическое и моральное состояние, но и способствует более быстрому выздоровлению, восстановлению сил и трудоспособности. Именно правильный уход наряду с лечением дают возможность не только вылечить, но порой и спасти жизнь пациента, даже тех, кто казался безнадежными.

Несомненно, важное значение имеет и систематическое наблюдение за пациентами, осуществляемое сестринским персоналом, особенно это касается тяжелых больных, изменение состояния которых может наступить внезапно. В некоторых случаях необходима организация отдельного поста у кровати такого пациента, что позволяет вести круглосуточный мониторинг состояния.

У тяжелых больных ежедневно делаются, обтирания влажным полотенцем, периодически меняется постельное и нательное белье. Обязательно решаются вопросы с профилактикой такого серьезного осложнения как пролежни. Для этого проводится целый комплекс мероприятий, включающий обработку проблемных участков, использование специальных резиновых кругов и даже современных антипролежных матрасов. Своевременно начатая профилактика пролежней у тяжелого больного позволяет не допустить этого осложнения, которое может значительно ухудшить состояние пациента, способствовать появлению дополнительных ворот для инфекции и значительно увеличивать сроки выздоровления.

Важно проведение сестринским персоналом и мероприятий, для предотвращения формирования у лежачих пациентов застойных пневмоний, а для этого требуется частая перемена положения тела пациента, проведение дыхательной гимнастики. Контроль за состоянием желудочно-кишечного тракта у больных дизентерией также забота сестринского персонала. Сюда относится обработка полости рта у тяжелых пациентов. Пациентам с дизентерией необходимо обеспечить индивидуальные судна. Многие лечебные и диагностические процедуры, проводимые врачом у постели больного также требуют присутствия медицинской сестры.

Таким образом, следует помнить, что не только правильное лечение, но и заботливый, умелый уход за больным являются решающими факторами выздоровления инфекционных больных, в том числе и дизентерией. Эти же меры служат и профилактике внутрибольничных инфекций.

Сестринский процесс при дизентерии

Этиология и патогенез дизентерии. Клиническая картина инфекционного заболевания. Примерный план действий по первичной диагностике пациента и изучению течения болезни. Дифференциальное обследование при лечении больных. Прогноз и профилактика дизентерии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Курсовая работа
  • на тему: «Сестринский процесс при дизентерии»

    Введение
  • 1. Этиология, патогенез, клиническая картина, течение и диагностика, лечение, прогноз и профилактика дизентерии
  • 1.1 Этиология и патогенез дизентерии
  • 1.2 Клиническая картина дизентерии
  • 2. Действия по первичной диагностике, при проведении дифференциальной диагностики по лечению больных дизентерией
  • 2.1 Основные элементы работы
  • 2.2 Схема ориентировочной основы действий по первичной диагностике дизентерии
  • Список использованной литературы
  • Приложение 1
  • Введение

Инфекционные болезни всегда были в прошлом и остаются на сегодняшний день одной из ведущих проблем здравоохранения. По данным ВОЗ, около 33 % людей умирают от инфекционных заболеваний.

Инфекционная заболеваемость занимает одно из ведущих мест в сфере медико-социальных и экономических проблем современности. Это отметили лидеры «восьмерки» развитых стран мира во время саммита 2006 года в Санкт-Петербурге. Об этом свидетельствует разработка в нашей стране национальной программы борьбы с инфекционными болезнями.

Заболеваемость инфекционными болезнями в настоящее время остается на высоком уровне. Заметной тенденции к ее снижению не отмечается.

Инфекционные болезни — это дисциплина, которая изучает клинические проявления инфекционного процесса у больного. Эта дисциплина связана с эпидемиологией, изучающей тенденции развития эпидемического процесса на популяционном уровне.

В медицинской практике часты случаи, когда больные с инфекционными заболеваниями первично госпитализируются в стационары неинфекционного профиля (терапевтические, хирургические и пр.). В связи с этим медицинский персонал, в том числе и медицинские сестры, должен хорошо представлять закономерности возникновения, развития и течения инфекционных болезней, принципы их диагностики и лечения.

Роль средних медицинских работников в профилактике инфекционных заболеваний усложняется и расширяется. В настоящее время большое внимание уделено роли медицинской сестры в организации сестринского ухода за инфекционными больными. Исключительно важное значение имеет соблюдение противоэпидемического режима.

Основой профилактики инфекционных болезней является иммунизация населения, которая снижает уровни заболеваемости, летальность и смертность от ряда инфекций.

Будущие медицинские сестры должны профессионально ориентироваться в инфекционной патологии и основах эпидемиологии, применять успешно свои знания и умения в практической деятельности.

В данной работе изложены представления об обязанностях среднего медицинского персонала инфекционного лечебного учреждения, о сестринском процессе при инфекционных болезнях и об особенностях дизентерии. Также возникающие в связи с этим обязанности и особенности работы медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения этого профиля.

Цель работы: определение роли медицинской сестры и сестринского процесса в повышении эффективности лечения при дизентерии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ данных по проблеме дизентерии.

2. Определить роль сестринского персонала в организации ухода за больными с дизентерией.

3. Оценка организации сестринского. процесса в лечении дизентерии.

Для решения поставленных задач использовали объект исследования: пациентка в возрасте 42 лет, поступившая в инфекционное отделение с подозрением на дизентерию.

Предметом исследования является сестринский процесс при дизентерии.

В данной работе использовались клинические методы исследования в лечении и профилактики дизентерии.

Структурно данная курсовая работа содержит: введение, теоретическую и практическую части с исследованием, заключение, список литературы, приложения.

1. Этиология, патогенез, клиническая картина, течение и диагностика, лечение, прогноз и профилактика дизентерии


1.1 Этиология и патогенез дизентерии

Дизентерия (шигеллез) — инфекционное заболевание, которое характеризуется синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения желудочно-кишечного тракта, преимущественно дистального отдела толстой кишки.

Дизентерию вызывают бактерии рода Shigella, включающие более 40 серологически и биохимически дифференцируемых вариантов. Шигеллы хорошо растут на обычных питательных средах.

При разрушении микробных клеток выделяется эндотоксин. Он играет большую роль в патогенезе болезни и обусловливает клинические проявления. Шигеллы продуцируют несколько видов экзотоксина:

Рис. 1. Возбудитель дизентерии под микроскопом

1) цитотоксип, повреждающий мембраны эпителиальных клеток;

2) энтеротоксины, усиливающие секрецию жидкости и солей в просвет кишки;

3) нейротоксин, обнаруживаемый в основном у бактерий Григорьева-Шига.

В современных условиях наибольшее распространение имеют шигеллы Флекснера и Зонне. Титаренко Р.В. Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции и эпидемиологии. — Ростов-на-Дону, 2009. с. 245.

Источником возбудителя инфекции при дизентерии являются больные острой и хронической формой, также бактерионосители, лица с субклинической формой инфекции, которые выделяют шигеллы во внешнюю среду с фекалиями.

Наиболее контагиозны больные острыми, типично протекающими формами заболевания. В эпидемическом отношении особую опасность представляют больные и бактерионосители из числа постоянных работников питания и водоснабжения. Больные дизентерией заразны с начала болезни, а иногда и с конца инкубационного периода. Длительность выделения возбудителя больными не превышает недели, но может затягиваться до 2-3 недель.

Рис. Поражение толстого кишечника

Ведущим фактором в патогенезе болезни является токсинемия за счет поступления шигеллезных ядов, а также экзотоксинов и эндотоксинов других кишечных бактерий, продуктов воспаления и некроза из пораженных отделов толстой кишки.

В первую очередь поражается центральная и периферическая нервная система, а также сердечно-сосудистая система, надпочечники и органы пищеварения. этиология патогенез клиническая дизентерия

У лиц с иммунодефицитом и трофической недостаточностью характерно распространенное и длительное поражение кишечника.

Шигеллы могут находиться в желудке от нескольких часов до нескольких суток. При этом некоторые из них уже здесь распадаются, освобождая эндотоксин. Преодолев кислотный барьер желудка, шигеллы попадают в кишечник. В тонкой кишке они прикрепляются к энтероцитам и выделяют энтеротоксический экзотоксин, который вызывает повышенную секрецию жидкости и солей в просвет кишки.

Панкреатические ферменты, содержащиеся в тонкой кишке, на время инактивируют гемолизин наружной мембраны шигелл, обеспечивающей их инвазию в эпителиальные клетки, и этим их защищают. Однако часть бактерий проникает в энтероциты, преимущественно подвздошной кишки, и размножается в них. Под действием гемолизина разрушаются фагоцитарные вакуоли и развиваются цитопатические изменения и энтероцитах.

Шигеллы активно перемещаются в цитоплазме и переходят в соседние энтероциты, вызывая воспалительный процесс в тонкой кишке, который поддерживается и усугубляется действием продуцируемого шигеллами цитотоксического экзотоксина, подавляющего синтез белков. Межклеточное распространение возбудителя в тонкой кишке быстро обрывается из-за килерного действия лимфоцитов.

Эндотоксин, образующийся в результате разрушения шигелл в очагах начальной инвазии в эпителии тонкой кишки, попадает в кровь и обусловливает развитие интоксикации. При тяжелом и крайне тяжелом течении заболевания может развиться бактериемия.

В толстой кишке инвазия шигеллами колоноцитов возникает несколько позже и массивно. Это приводит к более значительному местному и резорбтивному действию токсинов шигелл. Прогрессирует поражение шигеллами колоноцитов. Увеличиваются дефекты эпителиального покрова. Иммунные комплексы, составной частью которых является эндотоксин, фиксируются в капиллярах слизистой оболочки толстой кишки. Нарушается микроциркуляция, усиливается ее повреждение. Шувалова Е.А. Инфекционные болезни. — Ростов-на-Дону. 2001. с.178.

1.2 Клиническая картина дизентерии

Длительность инкубационного периода колеблется от 1 до 7 дней (чаще — 2-3 дня). Заболевание начинается остро. Вначале развивается синдром общей интоксикации, который характеризуется повышением температуры тела, ознобом, чувством жара, разбитости, снижением аппетита, адинамией, головной болью, брадикардией, снижением артериального давления.

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется тупыми болями и животе, разлитыми по всему животу. Боли имеют постоянный характер. Затем они становятся более острыми, схваткообразными, локализуются в нижних отделах живота, чаще слева. Боли обычно усиливаются перед дефекацией, появляются тенезмы и ложные позывы.

Пальпаторно определяется спазм и болезненность толстой кишки. Они более выраженные в области сигмовидного отдела. Стул учащается, испражнения вначале имеют каловый характер, затем уменьшаются в объеме и становятся жидкими. При этом появляются патологические примеси в виде слизи и прожилок крови. В более тяжелых случаях при дефекации выделяется небольшое количество слизи с прожилками крови («ректальный плевок»).

При легком течении болезни лихорадка кратковременна, от нескольких часов до 1-2 суток. Температура тела до 38 °С. У больных отмечаются умеренные боли в животе, чаще перед актом дефекации. Они локализуются в левой подвздошной области, но могут распространяться по всему животу.

У некоторых больных бывают ложные позывы.

2. Действия по первичной диагностике, при проведении дифференциальной диагностики по лечению больных дизентерией

2.1 Основные элементы работы

Основным элементом работы (как при изучении течения инфекционной болезни, при обследовании больного, решении диагностической задачи) является выполнение системы («схемы») ориентировочной основы действий (ООД).

Схема ООД применяется к каждому инфекционному заболеванию, в том числе и дизентерии. Она является обучающим элементом и состоит из описаний трех последовательных этапов действий — определения метода обследования, выделения характерных признаков, свойственных болезни, объяснения механизма их возникновения.

В процессе реализации схемы ООД необходимо осуществить следующие действия:

1. Собрать анамнез (историю) болезни. Следует иметь в виду, что развитие острого инфекционного заболевания происходит быстро, поэтому детали анамнеза необходимо выяснять с учетом количества дней болезни, а часто даже часов от начала заболевания.

2. Собрать эпидемиологический анамнез. Эпиданамнез имеет существенное значение при установлении диагноза инфекционного заболевания. Его необходимо учитывать при обосновании диагноза, основой которого являются данные клинических и лабораторно-инструментальных исследований.

3. Произвести осмотр больного, выделяя преобладающие клинические симптомы, проблемы пациента.

4. Сформулировать сестринский диагноз.

2.2 Схема ориентировочной основы действий по первичной диагностике дизентерии

1. Выяснить жалобы и собрать анамнез заболевания

Выявляемые признаки. Установить наличие слабости, лихорадки, рвоты, жидкого стула, болей в животе, сухости во рту, жажды.

Ориентировочные критерии и их интерпретация. Инкубационный период дизентерии — от 1 до 7 дней (чаще 2-3). Для шигеллеза характерны слабость, озноб, повышение температуры тела, головная боль, головокружение, боль в мышцах (признаки интоксикации). Через несколько часов (или одновременно) возникает схваткообразная боль в животе, преимущественно в левой подвздошной области, отмечается частый жидкий стул с примесью слизи и крови в виде прожилок, ложные позывы на дефекацию, тенезмы.

2. Установить анамнез заболевания.

Выявляемые признаки. Выявить остроту развития болезни, порядок появления ее признаков, наличие симптомов интоксикации, поражения желудочно-кишечного тракта, обезвоживания.

Ориентировочные критерии и их интерпретация. Характерно острое развитие болезни, начинается с симптомов дистального колита. Интенсивность проявлений зависит от тяжести течения. При гастроэнтеритическом и гастроэнтероколитическом вариантах возможно обезвоживание.

Список использованной литературы

1. Антонова Т.А. и другие Инфекционные болезни. 2000 г.

2. Бунин К.В. Инфекционные болезни. 1984 г.

3. Васильев В.С. Практика инфекциониста. 1993 г.

4. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях. 2005 г.

5. Мухина С.А. и другие. Общий уход за больным. 1989 г.

6. Нисевич Н.И и другие Инфекционные болезни у детей. 1990 г.

7. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. 2000 г.

8. Подлевский А.Ф. Медсестра кабинета инфекционных заболеваний. 1988 г.

9. Рубашкина Л.А. и другие. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ инфекции и эпидемиологии. 2002 г.

10. Титаренко Р.В. Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции и эпидемиологии. — Ростов-на-Дону: «Фенткс», 2009.

11. Шувалова Е.А. Инфекционные болезни. Феникс, Ростов-на-Дону. 2001 г.

12. Ющук Н.Д., Островский Н.Н., Мартынов Ю.М., Матвеева С.М., Огиенко О.Л. Инфекционные и паразитарные болезни в схемах и таблицах. Москва, ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 г.

13. Современная медицина. Справочник. Болезни. Синдромы. Симптомы. Москва «ОНИКС 21 век», «Мир и образование». 2004 г.

АД — артериальное давление

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ИФА — иммуноферментный анализ

КОС — кислотно-основное состояние

РНГА — реакция непрямой гемагглютинации

РПИ — расширенная программа иммунизации

ЦГСЭН — Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора

ЧДД — частота дыхательных движений

ЧСС — частота сердечных сокращений.

Приложение 1

Таблица. Клиническая классификация шигеллеза

Нарушенные потребности при дизентерии

Действие сестры в связи с уходом

  1. Боли в животе, особенно усиливающиеся при нарушении диеты и ритма питания.
  2. Нарушение деятельности кишечника(запоры и поносы).
  3. Метеоризм
  4. Снижение массы тела.
  5. Необходимость соблюдения предписанной диеты
  1. О необходимости соблюдения диеты и режима питания;
  2. Запрещение приема алкоголя;
  3. Необходимость приема медикаментов

2.Контроль за массой тела больного

3.Контроль за передачами больному родственниками

4.Сбор кала на исследование

5.Подготовка больного к рентгенологическому исследованию

Для предупреждения возникновения хронического энтерита рекомендуется:

  1. Соблюдение режима правильного питания;
  2. Запрещение переедания и одностороннего питания;
  3. Своевременное лечение заболеваний органов пищеварения(в первую очередь хронического гастрита хронического панкреатита и.пр.).

Предупреждение развития хронического колита состоит :

  1. В своевременном лечении кишечных инфекций;
  2. В правильном сбалансированном питании;
  3. Исключение профессиональных вредностей;
  4. В адекватном лечении заболеваний пищеварительного тракта(печень, желудок, поджелудочная железа).

Прогноз заболевания, как при хроническом энтерите, так и при хроническом колите при своевременном лечении благоприятный.

  1. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ КИШЕЧНИКА

Сестринский процесс — это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода — обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

Осуществляя сестринский процесс у пациентов с заболеваниями кишечника, медицинская сестра совместно с пациентом составляет план сестринских вмешательств, для этого ей необходимо помнить следующее:

1. При первичной оценке (обследовании пациента) необходимо:

Получить информацию о здоровье и определить конкретные потребности пациента в сестринском уходе, а также возможности оказания самопомощи.

Источником информации является:

— беседа с пациентом и его родственниками;

Далее необходимо расспросить пациента и его родственников о факторах риска:

  1. Злоупотребление алкоголем;
  2. Курение;
  3. Неадекватное питание;
  4. Нервно-эмоциональное напряжение;

Продолжая беседу с пациентом, следует спросить о начале заболевания, его причинах, проводившихся методах обследования:

  1. Рентгенологическое исследование;
  2. Эндоскопическое исследование
  3. Исследования крови, кала.

Переходя к объективному обследованию пациентов с заболеваниями пищеварительной системы необходимо обратить внимание на:

  1. Цвет и сухость кожных покровов;
  2. Похудание или избыточный вес;
  3. Слизистую оболочку полости рта;
  4. Увеличение размеров живота (метеоризм).

1. В питании (необходимо выяснить, какой у пациента аппетит, может ли он есть самостоятельно или нет; требуется специалист-диетолог по поводу диетического питания; также выяснить, употребляет ли алкоголь и в каком количестве);

2. В физиологических отправлениях (регулярность стула);

3. Во сне и отдыхе (зависимость засыпания от снотворного);

4. В труде и отдыхе.

Все результаты первичной сестринской оценки записываются медицинской сестрой в «Лист сестринской оценки» (см. приложение).

2.Следующим этапом в деятельности медицинской сестры является обобщение и анализ полученной информации , на основании которой она делает выводы. Последнее становится проблемами пациента и предметом сестринского ухода.

Таким образом, проблемы пациента возникают тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребностей.

Осуществляя сестринский процесс, медсестра выявляет приоритетные проблемы пациента:

  1. Боли в брюшной полости;
  2. Нарушение стула;
  3. Метеоризм;

3. План сестринского ухода.

Составляя совместно с пациентом и родственниками план ухода, медицинская сестра должна уметь выявлять приоритетные проблемы в каждом отдельном случае, ставить конкретные цели и составляет реальный план ухода с мотивацией каждого своего шага.

4. Реализация плана сестринских вмешательств. Медицинская сестра выполняет намеченный план ухода.

5.Переходя к оценке эффективности сестринского вмешательства необходимо учитывать мнение пациента и его семьи.

1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.

  1. проводит термометрию,
  2. проверяет водный баланс,
  3. раздает медикаменты, выписывает их в журнал назначений,
  4. ухаживает за тяжелобольными,
  5. подготавливает пациентов к различным методам исследования,
  6. сопровождает больных на исследования,
  7. выполняет манипуляции.
  1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.

Техника внутримышечной инъекции

Цель: введение лекарственного средства в мышцу.

Показания: назначение врача.

Места введения: верхненаружный квадрант ягодицы, средняя и малая ягодичная мышцы, латеральная широкая мышца бедра (средняя часть), дельтовидная мышца.

Оснащение: шприц емкостью 1,2,5,10 мл с лекарственным препаратом и иглой 4-6 см; стерильные ватные шарики, смоченные 70% раствором спирта в стерильном лотке или в крафт-пакете, перчатки, контейнеры с дезинфицирующим раствором.

I .Подготовка к процедуре:

1.Собрать информацию о пациенте до встречи с ним.

Установление контакта с пациентом.

2.Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, если он с нею незнаком.

Психологическая подготовка к манипуляции.

3.Получить его согласие.

Соблюдение прав пациента.

4.Подготовить необходимое оснащение.

Достижение эффективного проведения процедуры.

5.Вымыть руки (гигиеничный уровень).

Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала.

II .Выполнение процедуры:

6.Спросить пациента, не нужно ли отгородить его ширмой. Помочь занять пациенту удобное положение

Соблюдение прав человека. Соблюдение правил выполнения инъекции.

7.Путем осмотра и пальпации определить непосредственное место инъекции.

Обеспечение инфекционной безопасности.

9.обработать кожу двумя ватными шариками, смоченными спиртом. Дать спирту высохнуть.

Профилактика постинъекционных осложнений.

10.Взять шприц в правую руку: мизинец придерживает иглу за канюлю, 1,2,3,4 пальцы охватывают цилиндр.

Профилактика падения иглы. Обеспечение правильного положения шприца во время процедуры.

11.Первым и вторым пальцами левой руки растянуть кожу в месте инъекции и зафиксировать ее. Под углом 90 о к поверхности кожи уверенным движением ввести иглу в мышцу, оставить над поверхностью кожи 3-5мм иглы.

Снижение болезненности прокола.

12.Перенести левую руку на поршень. Потянуть поршень на себя и убедиться, что в шприц не поступает кровь.

Профилактика медикаментозной эмболии.

13.Нажать левой рукой на поршень и ввести лекарственное средство (скорость введения средняя).

Снижение болезненности при введении препарата.

14.Прижать ватным шариком к месту инъекции и быстро извлечь иглу.

Снижение болезненности при извлечении иглы.

15.Не отнимая шарик от кожи, провести легкий массаж места инъекции.

Улучшение всасывания лекарственного средства в месте инъекции. Профилактика образования гематомы.

16.Поместить ватные шарики, шприц в лото для использованного материала или закрыть иглу (одноразовую) колпачком, соблюдая универсальные правила предосторожности.

Профилактика ВБИ и травматизма медицинских работников.

17.Спросить пациента о самочувствии. Удостовериться, что он чувствует себя нормально.

Обеспечение психологически комфортного состояния. Определение реакции пациента на процедуру.

III .Окончание процедуры:

18.Провести дезинфекцию и утилизацию одноразового инструментария.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечение инфекционной безопасности.

20.Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента в медицинской документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  2. Наблюдение 1

Пациент 43 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: обострение хронического энтерита

Объективно : состояние средней тяжести, температура тела 36,6.° С, рост 178 см, вес 60 кг, кожные покровы бледные, язык сухой, обложен, живот мягкий, умеренно болезненный вокруг пупка, пульс 78 уд в мин., удовлетворительных качеств, АД 110 / 70 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин.Пациент испытывает тревогу и страх по поводу исхода заболевания.

Нарушенные потребности: быть здоровым, есть, спать, выделять, отдыхать, работать, общаться, избегать опасности.

  1. Диарея
  2. Обезвоживание
  3. Снижение аппетита
  4. Дефицит массы тела.
  5. Тревога и страх по поводу заболевания и его исхода.
  1. Риск дальнейшего обезвоживания
  2. Нарушения водно-электролитного баланса
  3. Риск нарушения целостности кожи в прианальной области

Цель: нормализовать стул

Обеспечение строгого постельного режима и покоя

Для уменьшения физической и эмоциональной нагрузки

Обеспечение диетическим питанием с ограничением поваренной соли

Для нормализации стула

Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД)

Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Обеспечение пациента обильным питьем до 2-2,5 литров в сутки (минеральная вода, клюквенный морс, настой шиповника)

Восполнение потерянной жидкости

Обеспечение личной гигиены пациента (смена белья, подмывание)

Для создания комфорта пациенту и профилактики вторичной инфекции

Обеспечение пациента предметами ухода (утка, грелка)

Для обеспечения комфортного состояния пациенту и уменьшения болей

Проведение беседы с родственниками об обеспечении полноценного и диетического питания с усиленным питьевым режимом

Для повышения иммунитета и защитных сил организма пациента.

Оценка: стул нормализовался, нет нарушений целостности кожи в прианальной области.

Больной К. 60 лет был доставлен в неотложном состоянии в реанимационное отделение с диагнозомжелудочно-кишечное кровотечение.

Объективно: медсестра оказывает пациенту неотложную доврачебную помощь и способствует его экстренной госпитализации в реанимационное отделение.

Нарушенные потребности: быть здоровым, есть, пить, выделять, поддерживать состояние, спать, избегать опасности.

Настоящие:Бледность кожных покровов и слизистых оболочек, холодный пот. Повышение температуры, алый стул, состояние тяжелое, пульс частый АД снижено.

Потенциальная: геморрагический шок

Приоритетная: желудочно-кишечное кровотечение.

Цель: остоновить кровотечение

Немедленно вызвать врача

Для оказания квалифицированной медицинской помощи

Уложить пострадавшего на носилки на бок с приподнятым ножного конца.

Для кровоснабжения кровью головного мозга и устранения гипоксии

По назначению врача: Ввести внутривенно 10% раствор кальция хлорида 10 мл, 5 % раствор аминокапроновой кислоты до 100мл, 12,5 % раствор этамзилата 2 мл.

Наложить пузырь со льдом на живот.

Для остановки внутреннего кровотечения

Не давать пациенту пить

Для предотвращения осложнений

Госпитализировать в хирургическое отделение.

Для оказания специализированной медицинской помощи

Оценка: кровотечение уменьшилось

Сравнивая представленные два случая, я поняла, что в них присутствуют не только основные конкретные проблемы пациента, но и эмоциональная и психологическая сторона заболевания.

В первом случае у пациента приоритетной проблемой стала диарея. Обучив пациента необходимым действиям при данной проблеме, мне удалась поставленная цель. Но в данном случае главным была, и беседа с пациентом о рациональном питании и соблюдении деты при диареи.

Во втором случае я наблюдала неотложное состояние желудочно-кишечное кровотечение. Достижение поставленной цели получилось благодаря своевременному оказанию неотложной помощи.

Рассмотрев два наблюдения из практики, можно говорить о трудоемкой и увлекательной работе, которая была проделана мной, находясь на практике, общаясь с больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает
процесс взаимодействия людей. Здесь лечебно-диагностические методы
переплетаются с личностными отношениями. Выполняя любую инвазивную
процедуру, следует помнить заповедь Гиппократа «Не навреди» и сделать
все, чтобы ее выполнить. В условиях технического прогресса в медицине и
все большего оснащения больниц и поликлиник новыми изделиями
медицинской техники. Роль инвазивных методов диагностики и лечения
будет возрастать. Это обязывает медицинских сестер скрупулезно изучать
имеющиеся и вновь поступающие технические средства, осваивать инновационные методики их применения, а так же соблюдать деонтологические принципы работы с пациентами на разных этапах лечебно-диагностического процесса.

Работа над этой курсовой помогла мне глубже понять материал и стала
очередным этапом совершенствования моих навыков и знаний. Несмотря на
трудности в работе и недостаточный опыт, я стараюсь применять свои
знания и умения на практике, а также использовать сестринский процесс, при работе с пациентами.

  1. ЛИТЕРАТУРА
  2. Верткин А. Л. «Скорая помощь» руководство для фельдшеров и медсесестер ЭКСМО Москва 2010г.

2.Маколкин В. И., Овчаренко С. И., Семенков Н. Н.

Сестринское дело в терапии – ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 544с.:ил., табл

3.Медицинская сестра- Научно –практический и публицистический журнал- Издательский дом « Русский врач» — №1-2010, №5-2010.

4. Медсестра — Научно-практический журнал — Медиздат- №2-2011.

5.Медицинская энциклопедия «Мединфа» http://medinfa.ru/

6. Михеева Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010.– 448с.

7. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. 8 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192с.

8.Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org /

9. Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили — Справочник по терапии с основами реабилитации- М.: – Феникс- 2007 .- 275 с.

10. Ширикова Н. В., Островская И. В.

Основы сестринского дела (Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу) /Учебное пособие – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «АНМИ», 2007. – 110 с.

Таблица 1. Сестринская история болезни

Лист первичной сестринской оценки к карте стационарного больного № 25

ФИО пациента Новиков А.Г.

Адрес проживанияУл. Подбельского 25

Телефон 8 499 256 36 25

Лечащий врач Конопатов К. П.

Диагноз Хронический энтерит

Дата поступления 25,03,2012 время 16.00

по скорой помощи самостоятельно

направление поликлиники перевод

Способ транспортировки в отделение

на каталке на кресле пешком

ясное контактен ориентирован

дезориентирован спутанное сопор

Потребность в дыхании

Частота дыхательных движений 18 в мин.

Частота пульс 78 в мин.

АД 110/70 мм рт. ст.

Количество выкуриваемых сигарет 14

да сухой с мокротой

Потребность в адекватном питании и питье

Масса тела 60 кг рост 178 см

Принимает пищу и питье

самостоятельно нуждается в помощи

Аппетит нормальный пониженный

Болеет ли сахарным диабетом

Если «да», то как регулирует заболевание

инсулин сахароснижающие таблетки диета

Зубы сохранены отсутствуют

Имеются ли съемные зубные протезы

да сверху снизу

ограниченно достаточно много

тяжесть, дискомфорт в области живота

Способность одеться, раздеться, выбрать одежду; личная гигиена

зависим полностью частично

с посторонней помощью

Имеет ли выбор одежды да нет

Заботится ли о своей внешности

не проявляет интереса

Может ли самостоятельно

самостоятельно частично не может

  1. мыть руки
  2. умываться
  3. чистить зубы
  4. ухаживать за

Состояние полости рта

санирована не санирована

сухая нормальная жирная

обычное по частоте учащенное

ночное (сколько раз) __________

недержание наличие катетера

Потребность в движении

зависим полностью частично

с посторонней помощью

использование дополнительных приспособлений

Может ли самостоятельно

самостоятельно частично не может

  1. ходить по лестнице
  2. сидеть на стуле
  3. дойти до туалета
  4. перемещаться в

Риск падения да нет

Риск развития пролежней да нет

Количество баллов по шкале Ватерлоу

нет риска -1–9 баллов

есть риск -10 баллов

высокая степень риска -15 баллов

очень высокая степень риска -20 баллов

Способность поддерживать нормальную температуру тела

Температура тела в момент обследования 36. 6

понижена нормальная повышена

потливость озноб чувство жара

Способность поддерживать безопасную окружающую среду

с посторонней помощью

Двигательные и сенсорные отклонения

Потребность во сне

использует снотворные и обезболивающие

Привычки сна ____________________

Факторы, нарушающие сон диарея

Потребность трудиться и отдыхать

Есть ли возможность реализовать свои увлечения да нет

Разговорный язык русский

Трудности в общении

тугоухость справа слева

контактные линзы справа слева

слепота справа слева полная

глазной протез справа слева

Пациент Подпись ______

Медсестра Подпись ______

Таблица 2. Рекомендуемые и исключаемые продукты и блюда для диеты 4