Гиперактивный синдром детей

Оглавление:

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми.

Список использованной литературы.

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей — очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют “моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов “зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они “без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: — недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; — недостаток твердости и контроля в воспитании; — неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” — В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, “борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например “горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное — искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность — ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

  • Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  • Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  • Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  • Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
  • Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.
  • Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых

    Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

    Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

    СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

    Немного истории

    Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

    Причины развития СДВГ

    Неблагоприятные факторы течения беременности:

    • Гипоксия плода
    • Угроза прерывания беременности
    • Стрессы во время беременности
    • Неправильное питание во время беременности
    • Курение

    Неблагоприятные факторы в родах:

    • Затяжные роды
    • Стремительные роды
    • Стимуляция родовой деятельности
    • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

    Иные факторы:

    • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
    • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
    • Излишняя строгость в отношении ребенка
    • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
    • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

    Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

    Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

    Классификация СДВГ

    В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

    • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
    • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
    • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

    Как проявляется гиперактивность

    Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

    Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

    Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

    Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

    Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

    Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

    Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

    Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

    Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

    У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

    Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

    Диагностические критерии СДВГ

    Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

    Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

    • Беспокойные движения руками и ногами.
    • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
    • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
    • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
    • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
    • Постоянно находится в движении.
    • Чересчур болтлив.
    • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
    • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
    • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
    • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

    Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

    • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
    • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
    • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
    • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
    • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
    • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
    • Ребенок часто теряет свои вещи.
    • Легко отвлекается на внешние раздражители.
    • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
    • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

    При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

    Лечение СДВГ

    Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

    Правильная двигательная активность

    Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

    Занятия с психологом

    Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

    Семейная психотерапия

    Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

    Релаксация

    Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

    Поведенческая коррекция

    Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

    Медикаментозная терапия

    В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

    В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

    Гиперактивный ребенок: признаки, симптомы и лечение

    Признаки гиперактивности отмечаются в различной степени у всех детей. Каждый из родителей сталкивался с поведением своего ребенка, когда появляется непослушность, избыточная подвижность, неконтролируемое поведение, крики, вспышки импульсивной агрессии, болезненное упрямство, невнимательность. Причем малыш в себе может быть неуверен, закомплексован и боязлив.

    Основная задача этой статьи разобраться, чем вызывается это состояние, когда оно находится в пределах нормы, а когда является заболеванием. Попробуем также дать определенные советы, что родителям делать, если у них гиперактивный ребенок.

    Все ли гиперактивные дети больны?

    В 70-х годах прошлого века данное состояние у малышей получило свое название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации психических и нервных заболеваний его отнесли к гиперкинетическим расстройствам. Гиперактивность – это неспособность к самоконтролю, концентрации.

    Совершенно не каждый ребенок, который себя ведет как проказник, относится к группе гиперкинетиков. У определенных малышей повышенная подвижность, упрямство, непослушность с бьющей чрезмерной энергией это результат характера. С этими малышами необходимо просто правильно научиться себя вести, а не все время их одергивать, так как это может вызвать ответную негативную реакцию.

    Симптомы повышенной активности у детей

    Симптомы гиперактивности появляются не сразу. До 3-х лет малыш себя может вести обычно и даже иметь чрезмерное спокойствие. Проявления симптомов гиперактивности у детей развиваются постепенно.

    Зачастую взрослые им не уделяют должного внимания и за помощью обращаются, когда малыш попадает в воспитательное учреждение уже с явно выраженными проблемами.

    Важно: Чем отмечаются позже болезненные признаки, тем сложнее бороться с нарастающими симптомами заболевания.

    Проявляющуюся гиперактивность у детей можно определить, если развивается:

    • днем повышенная неусидчивость, суетливость, излишнее беспокойство, неспособность до конца доводить начатое дело;
    • плохой сон ночью – движения и вскрикивания в кровати, разговоры, беспокойное и длительное засыпание, недосыпание, плач, частые просыпания;
    • невнимательность, болезненная забывчивость, склонность к разбрасыванию вещей, отсутствие сосредоточения на деятельности;
    • неадекватное поведение, игнорирование просьб родителей;
    • вспышки импульсивности, лабильность (неустойчивость) эмоциональной сферы;
    • какой-либо род деятельности вызывает проблемы у малыша.

    Причины развития гиперактивности у детей

    Зачастую высокая возбудимость отмечается у детей, у которых родители сами имеют холерический склад темперамента и характера. Дети не редко копируют просто поведение родителей в своей семье, в более сильной и утрированной форме.

    Если идет речь о гиперактивности у детей, то отмечается генетическая расположенность передачи данной болезни.

    Важно: Примерно 40% родителей детей с СДВГ в детстве сами болели данной патологией.

    Факторами, которые провоцируют появление гиперактивности могут быть:

    • признаки внутриутробной асфиксии;
    • токсикозы беременности;
    • недоношенная беременность;
    • затяжные или стремительные роды;
    • физическое недоразвитие, заболевания;
    • «диктаторский» способ воспитания;
    • конфликтный климат в семье.

    Диагностирование симптома гиперактивности у детей

    Определить у ребенка заболевания может лишь специалист – детский психолог, психиатр.

    Осматривая ребенка и анализируя жалобы, специалист у родителей уточняет:

    • особенности поведения маленького пациента в общественных местах, дома;
    • вероятные имеющиеся болезни, как непосредственно отца, матери, так и ребенка;
    • особенности прохождения беременности.

    После врач осматривает малыша, беседует с ним, оценивает его поведенческие тонкости, уровень развития, реакции. Признаки заболевания обобщаются, и предварительно выносится суждение о вероятном наличии заболевания.

    Обследование дополняется консультациями других врачей (невропатолога, психолога, терапевта, эндокринолога), а также специальными методами диагностики.

    Более старшим детям (6-7 лет) могут предложить психологические тесты, которые оценивают способность к логическому мышлению, усидчивости, вниманию и т.д.

    Дополнительные обследования в себя включают в плане здоровья безопасные анализы — реографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

    После проведения всех обследований специалист определяет отсутствие или наличие болезни. Затем разрабатывается схема лечения.

    Как проходит СДВГ?

    Чаще всего родители внимание не заостряют на болезненном поведении ребенка, думая, что он со временем «перерастет». За помощью обращаются, если заболевание уже в тяжелой стадии и проявления не заметить просто невозможно.

    В коллективах детских садов заболевание лишь начинает проявлять «свои права». Но вот когда малыш уже попадает в школу, то синдром гиперактивности выражается во всей силе.

    Учебная деятельность нуждается в определенной организации занятий, это именно то, к чему ребенок не готов.

    Невозможность концентрации внимания, сверхподвижность и неадекватное поведение на уроке процесс учебы делает невозможным. Дети с гиперактивностью все время требуют контроля со стороны учителя, поскольку невозможно сосредоточить внимание малыша на теме, он постоянно занимается своими делами и отвлекается, так выражается болезненный дефицит внимания. Терпения и квалификации педагога хватает не всегда, для того чтобы совладать с деструктивным способом поведения. Проявляется ответная реакция – агрессивность малыша.

    Важно: Образовательная система не адаптирована к занятиям детей, которые страдают СДВГ. Развитие гиперактивных малышей постоянно отстает от их сверстников. Педагоги не могут подстраиваться под развивающееся заболевание ребенка, что и приводит к появлению конфликтной ситуации.

    В школе гиперактивный ребенок часто подвергается издевательствам и насмешкам одноклассников, имеет проблемы с общением. С этим малышом не хотят дружить и играть. Что может вызывать рукоприкладство, встречные вспышки агрессии, повышенную обидчивость. Склонность этих малышей к лидерству из-за невозможности быть ими порождает снижение самооценки. Через время может развиться замкнутость. Все ярче начинают развиваться психопатические выраженные жалобы. Взрослым, в конце концов, ничего не остается, как отвести ребенка к врачу.

    Рекомендации родителям и правила поведения

    В домашних условиях нужно помнить основное правило: гиперактивные дети зачастую отражают зеркально модель поведения родителей. Потому, когда у малыша отмечается этот синдром, то в доме обязана преобладать дружественная и спокойная обстановка. Не нужно на повышенных тонах выяснять друг с другом отношения и громко кричать.

    Малышу необходимо достаточно уделять внимания. Гулять много с ним на свежем воздухе, тем более полезны семейные туристические походы, лес, рыбалка, сбор грибов. Не стоит посещать шумные места, возбуждающие болезненную психику. Надо формировать правильно образ жизни. Дома не должен кричать телевизор, должна звучать спокойная музыка. Не нужно устраивать шумные застолья, сопровождающиеся особенно распитием спиртных напитков.

    Внимание: При сильно возбужденном состоянии не нужно кричать на больных малышей, бить их. Каким же образом успокоить ребенка? Необходимо подобрать слова утешения, пожалеть его, обнять, увести в другое место, молча выслушать. Любой родитель обязан подобрать индивидуальный подход. Лучше матери и отца с этой задачей никто не справится.

    Рекомендации психолога

    Любой малыш, которого на консультацию приводят к психологу, индивидуален, потому никаких четких правил коррекции его поведения не может быть. Нужно учесть все имеющиеся тонкости условий и характера маленького пациента. Тем не менее, есть общие правила, от которых нужно отталкиваться во время лечебного и воспитательного процесса.

    Советы родителям, у которых дети страдают СДВГ.

    • Контроль времени. Гиперактивные дети зачастую не могут сами ощущать правильно время. Потому довольно важно проследить за тем, чтобы они, укладываясь в нормативы, выполняли задания. Нужно замечать и правильно исправлять ситуации постоянного переключения внимания. Возвращать без насилия малыша к поставленной задачи.
    • О создании запретов. Гиперактивность детей и дефицит внимания проявляется в категорическом неприятии и отрицании ими запретов. В данном случае самое важное правило запрещения, которое формирует правильное отношение к пониманию, состоит в отсутствии употребления слова «нельзя» и «нет». Вместо этих слов необходимо строить предложение так, чтобы в нем подразумевалось активное действие, а не формулировка в виде запрета. Например, чтобы не говорить «Не прыгай на диване», можно сказать «Давай вместе попрыгаем» и снять малыша на пол, после постепенно успокаивая переключить его на другую деятельность.
    • Конкретика выполнения. Патологические изменения во время гиперактивности не позволяют маленьким пациентам логически соблюдать мыслительные цепочки, нарушается также абстрактное мышление. Чтобы облегчить понимание, необходимо не загружать смысловыми перегрузками фразы и предложения, из которых надо сформировать задание.
    • Последовательность заданий. Гиперактивность у детей провоцирует рассеянность и невнимательность. Необходимо не забывать, что данные за один раз ряд заданий просто могут не восприниматься малышом. Родителям необходимо контролировать самостоятельно динамику получения новых заданий и процесса.

    Игры гиперактивных детей

    Игры маленьких пациентов дошкольного возраста обязаны отталкиваться от нескольких основных идей.

    • Первая идея подразумевает создание спокойной фазы, при которой нужно произвести переосмысление игровой деятельности, после небольшой паузы продолжить ее. Самое главное, перед завершением использовать момент физической усталости и попробовать малыша переключить на конструктивную работу, однако без тени принуждения.
    • Вторая – игровое время обязано являться нормальной физической и эмоциональной разрядкой. Для чего малышу потребуется достаточное пространство для игр. Игра обязана направляться ненавязчиво в конструктивное русло.

    Малышам более старшего возраста полезным будет занятие спортом. Нужно определить правильно, каким конкретно. Некоторым больше подходят игровые виды, некоторым индивидуальные. Так или иначе, обязан решаться вопрос использования чрезмерного перевозбуждения, обучение навыкам спортивной дисциплины и направление в конструктивное русло.

    Лечение СДВГ

    Как видно, воспитание малышей с гиперактивностью довольно сложный и трудоемкий процесс. Именно по этой причине большинство родителей не хотят заниматься им сами и ведут детей к специалисту.

    На данном этапе самое главное попасть к опытному врачу, который кроме назначенного лечения сможет семье помочь разобраться с необходимостью совместных усилий в лечении и осознанием непосредственно проблемы. Как это сделать описано выше.

    В случае очень тяжелой болезни можно посоветовать перевести ребенка школьного возраста, который страдает СДВГ в специальную школу, где по месту в классе определят с каким уклоном нужно дальше учиться пациенту. Вероятно, потребуется корректировка развития навыков. Если ученик отстал в школьной программе, то его перенаправят в группу догоняющих детей.

    Лечение медицинскими препаратами

    Во время правильного выбора лекарственного средства оно оказывает довольно значительное положительное воздействие. Эффективность препарата может доходить до 85%. Лечиться нужно годами, возможно медикаментозная коррекция будет необходима и в более позднем возрасте.

    Медикаментозная терапия состоит из использования седативных (успокаивающих) препаратов, средств действующих на улучшение процессов обмена в мозге, стимулирующих психическое развитие. С данными задачами отлично справляются снотворные лекарства, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы.

    В определенных случаях используются нейролептики и антидепрессанты.

    Но не нужно придавать медикаментозной терапии большое значение, поскольку оно имеет только симптоматический характер и не избавляет от основной причины болезни. При этом оно никогда не сможет заменить самое главное – любовь к своему чаду. Именно она сможет вылечить малыша и в дальнейшем дать ему возможность жить полноценной жизнью.