Да вот беда сойди с ума и страшен будешь как чума как раз тебя запрут

«Не дай мне Бог сойти с ума…»

Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в тёмный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решётку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Философское стихотворение Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума…» датируется 1833 годом. Считается, что одним из поводов к его написанию было посещение в 1830 году Александром Сергеевичем его коллеги, душевнобольного поэта Константина Батюшкова. Подобно многим другим стихам Пушкина оно увидело свет лишь после смерти автора — в в 1841 году. Произведение написано в необычной манере — пятистишиями без рифмы на пятых строках.

«Не дай мне бог сойти с ума…» А. Пушкин

«Не дай мне бог сойти с ума…» Александр Пушкин

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох в сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Анализ стихотворения Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума…»

Стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…» до сих пор не имеет точной датировки. Зачастую литературоведами называется промежуток между 1830 и 1835 гг. Исследователи лирики Пушкина упоминают несколько событий, которые могли бы послужить поводом для написания произведения. Рассмотрим только пару ключевых версий. Первая – сильное впечатление на Александра Сергеевича произвел визит к душевнобольному Батюшкову, поэту, которого в юности он считал одним из своих наставников. Вторая – пребывая в Болдине, Пушкин близко познакомился с творчеством английского автора Барри Корнуолла, в течение двадцати лет служившего инспектором дома умалишенных и посвятившего теме сумасшествия множество произведений. В их числе – поэмы «Девушка из Прованса» и «Марциан Колонна».

Рассматриваемый текст можно с определенной долей условности разделить на три части. В первой строфе отражено эмоциональное состояние человека, боящегося сойти с ума. Вероятная потеря рассудка для него – страшнейшее несчастье, хуже, чем скитание в бедности по городам и весям, чем голод. При этом он понимает, что не все относятся к сумасшествию столь же негативно – есть люди, считающие его благом. Далее представлены две стороны душевного расстройства: романтическая и реалистическая. В мире идеальном нездоровый психически человек обладает неограниченной свободой. Его восприятие действительности кардинально отличается от того, как ее воспринимают нормальные люди. Этот конфликт приводит к негативным последствиям. Общество желает отгородиться от безумца. В реальной жизни, а не в идеальном мире сумасшедшие часто оказываются под замком, о чем Пушкин говорит ближе к финалу стихотворения:
…Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

Последователи романтизма были склонны к восприятию безумия как состояния, близкого к поэтическому вдохновению. Александр Сергеевич в произведении «Не дай мне Бог сойти с ума…» полемизирует с ними. Для сумасшедшего полное единение с природой – естественно. Он не рассматривает его как нечто особенное, удивительное. Поэт растворяется в природе, желая получить вдохновение. Для него это слияние – великая ценность. «Нестройные грезы», во власти которых пребывает безумец, чужды системе. Что касается стихотворца, то он полученные впечатления облекает в определенную форму, подчиняя их выбранным образам, рифмам, ритмам.

Страх сойти с ума

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Наверное, тема, обозначенная мною в заглавии, выражает собой один из самых потаенных из тех страхов, с которыми люди обращаются на прием к психотерапевту. Страх сумасшествия невысказанным замирает на губах, в затаенном дыхании, в непроизнесенных, оборванных фразах у людей, мучимых самыми разными проблемными состояниями: от панических атак и депрессии до невроза навязчивых состоянии (или обсессивно-компульсивного расстройства, как он теперь именуется) и последствий злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков.

Разумеется, сразу важно оговориться, что я не веду речь о тех случаях, когда человек в действительности страдает душевной болезнью, находясь в психозе. Там страхи связаны в большей степени именно с самими симптомами — бредом, галлюцинациями.

Но, для нашего брата невротика, который за свою жизнь прочел очень много всевозможной литературы, как беллетристики, так и научной и околонаучной, верна, как ни для кого другого, мудрость Екклесиаста о том, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь«. Сам факт владения информацией о возможности тех или иных психических расстройств, заставляет, зачастую, человека постоянно тревожиться о том, что «Я могу сойти с ума. И это было бы невыносимо».

Неслучайно выделение именно этой мысли, потому что она является ничем иным, как еще одним иррациональным, мешающим жить убеждением, выявленным Альбертом Эллисом у тысяч своих пациентов в своих исследованиях, о которых я часто в своих статьях упоминаю.

Страх сойти с ума является настолько мощным, что сам по себе способен порождать множество разных симптомов. Часто люди, обращающиеся на прием именно ко мне в том числе и потому, что я именно врач-психотерапевт, и имею базовое образование психиатра, хотят, чтобы им поставили точный дифференциальный диагноз. И когда я пациенту с теми же паническими атаками говорю, что в шизофрении ему карьеру не сделать, и с ума он точно не сойдет, это само по себе является для человека огромным облегчением.

Но по-настоящему освободиться помогает зачастую именно осознание. Понимание того или иного поведения, того, что за этим стоит. Это всегда самый интересный и, одновременно, исцеляющий фактор. Так что же стоит за страхом сумасшествия у, в общем-то, глубинно психически здоровых людей?

Если вчитаться в известные стихи Пушкина, приведенные в эпиграфе к этой статье, можно почувствовать кое-что, характерное для страха сумасшествия, как и для любого другого страха вообще. В структуре страха одновременно присуствует бегство от его объекта и притяжение, даже стремление к нему. На первый взгляд, может звучать дико, но очень часто в жизни именно так и оказывается. Мы боимся чего-то, и нас, одновременно, к этому очень сильно тянет. И поэт так чувственно и проникновенно описывает все эти радости мнимого сумасшествия, когда можно резвиться на воле и петь в пламенном бреду. И лишь мрачные мысли об отчуждении обществом его останавливают.

Так в чем же здесь дело в действительности? Если за страхом сойти с ума может скрываться одновременное стремление к этому, то что за этим может стоять? Страх сойти с ума — это страх чего-то абсолютно неведомого, неизвестного человеку. То, чего на самом деле боишься, так это потерять над собой контроль.

Американский ученый-исследователь Адам Галинский из Келлогского Университета в Эванстоне провел со своими коллегами следующий эксперимент. Ученые изучали психологию людей, лишившихся чувства контроля над ситуацией. Они просили одну группу добровольцев вспомнить ситуации, когда они не могли контролировать развитие событий, например, во время серьезной аварии на дороге. Другую группу просили вспомнить случаи, когда они ощущали полный контроль над ситуацией, например, когда приходили на экзамен отлично подготовленными.Затем испытуемым показывали видео ролик, в котором его герой отправлялся на собеседование по поводу замещения значимой для него должности. По дороге с ним случалось несколько событий из разряда суеверно считающихся неудачными: перебегала дорогу черная кошка, человек проходил под лестницей и т. д. Ролик заканчивался тем, что человек приходил на собеседование. А далее двум группам испытуемых задавали один и тот же вопрос: Насколько успешно герой справится с прохождением собеседования?

Что характерно, люди из второй группы, вспоминавшие ощущение полного контроля над ситуацией, предполагали, что человек пройдет собеседование успешно, т. к. обладает для этого всеми качествами. Люди же из первой группы, думавшие о ситуациях утраты контроля и беспомощности, сразу же начинали апеллировать к плохим приметам и сомневаться в успехе героя.

Ученые пришли к выводу о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого. Отсюда, в частности, берется эта потребность следовать всяческим ритуалам вроде надевания «счастливой» одежды, избегания «неудачных» ситуаций, внимать астрологическим прогнозам и верить всевозможным «гуру», которые «познали» тайную природу жизни.

И неслучайно, наверное, очень часто это страх сойти с ума обостряется у людей, которые в данный момент жизни находятся в ситуациях важного, определяющего их будущее выбора. Когда важно брать на себя ответственность за свою жизнь и то, какой она будет. Ведь, сумасшествие, как и любая другая болезнь, снимает эту ответственность за выбор.

При этом совершенно необязательно, чтобы было какое-то соответствие безумия всем клиническим диагностическим критериям. Человек может быть социально успешным, разумно и логично рассуждать и занимать высокий пост, но ни шагу не мочь сделать в жизни без советов и указаний гадалок.

И, опять-таки, мы вновь возвращаемся к тем иррациональным убеждениям, которые обсуждали до этого. Этот контроль и страх его потери — тоже следствие непрестанных попыток сделать так, чтобы «Мир вокруг меня был честным и справедливым», что «Всегда должен быть идеальный способ рещения проблемы. К нему нужно стремиться, чтобы быть уверенным в себе и держать все под своим контролем», что «Я чувствую себя неудачником, потому что часто не очень хорошо разбираюсь в ситуации и не добиваюсь все время успехов» — все те мешающие жить убеждения, которые мы выводили на поверхность осознания.

Страх сойти с ума, рассмотренный через эту призму, погружение в этот страх — это такая своеобразная капитуляция перед взрослой ответственностью за свою жизнь. За стремление к своей цели, к своей мечте, за созидательные усилия, которые потребуются для следования этому пути. Вместо этого человек продолжает пытаться котролировать то, что можно давно и спокойно уже отпустить. В конечном счете, в любом своем поведении человек пытается обрести счастье и комфорт, и за любым симптомом стоит какая-то позитивная потребность. Другое дело, что зачастую реализуется эта потребность каким-то ошибочным способом. Цитируя Виктора Франкла, замечательного психотерапевта экзистенциального направления: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо».

Как любил говорить один мой преподаватель по психиатрии: «Если Вы чихнули, означает ли это, что Вы больны?»

Георгий Музыкантов

МИНУЙ НАС ПУЩЕ ВСЕХ ПЕЧАЛЕЙ И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ.

«Горе от ума» А. С. Грибоедов. (с)

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Любить кого-либо — то же самое, что желать этому человеку добра.

Фома Аквинский. Легко доступно, ясно и не стоит ничего добавлять. Хотя я бы добавил «и делать ему добро».

Литературный дневник

Произведения

  • я человек болеющий— эссе и статьи, 12.10.2018 14:02
  • всегда держите в памяти то— философская лирика, 11.10.2018 04:04
  • пока наказание превалирует над поощрением— философская лирика, 09.10.2018 19:35
  • Почему я люблю музыку больше чем поэзию— философская лирика, 07.10.2018 15:09
  • на белом облаке— авторская песня, 04.09.2018 09:39
  • лучше здоровой во всех смыслах головы— философская лирика, 05.10.2018 16:34
  • я осень не люблю— философская лирика, 04.10.2018 07:34
  • в мире существуют два измерения— религиозная лирика, 23.09.2018 13:52
  • покаяние должно приноситься— религиозная лирика, 19.09.2018 17:38
  • равнозначно противоположное— философская лирика, 18.09.2018 17:34
  • помнить надо всегда только одно— философская лирика, 17.09.2018 09:15
  • понимаете в чем дело— философская лирика, 16.09.2018 18:46
  • если бы ад был Божьей милостью— религиозная лирика, 14.09.2018 07:09
  • Что угодней Богу— философская лирика, 14.09.2018 02:08
  • решай сам— авторская песня, 10.09.2018 14:17
  • сам не пойму— авторская песня, 04.09.2018 11:19
  • О смирении— религиозная лирика, 31.08.2018 07:15
  • кто знает кому сколько не хватило— философская лирика, 16.08.2018 14:51
  • Вот добрый человек— философская лирика, 14.08.2018 16:23
  • бывает и благо к худу— философская лирика, 10.08.2018 09:03
  • оправдать можно абсолютно все что угодно— афоризмы, 09.08.2018 18:06
  • в мыслишки я свои ушел— гражданская лирика, 09.08.2018 14:28
  • стихи не идут— гражданская лирика, 09.08.2018 13:37
  • что еще важно— философская лирика, 05.08.2018 10:19
  • все зло от— философская лирика, 03.08.2018 20:24
  • быть честным хорошо— философская лирика, 03.08.2018 12:04
  • и в раю был и в аду— философская лирика, 01.08.2018 15:15
  • понимаете— философская лирика, 01.08.2018 09:22
  • человек подобен тесту —— философская лирика, 29.07.2018 12:01
  • берегите свою душу,— мистика и эзотерика, 28.07.2018 21:08
  • ни в будущем ни в прошлом— философская лирика, 27.07.2018 21:40
  • никогда не старайтесь что-то вернуть— философская лирика, 20.07.2018 08:32
  • третьего не дано— философская лирика, 19.07.2018 14:34
  • что призовешь в своем сердце— философская лирика, 18.07.2018 14:21
  • Христос Воскресе!— религиозная лирика, 08.04.2018 08:44
  • цветы— авторская песня, 13.03.2018 12:28
  • типы людских душ— эссе и статьи, 05.03.2018 18:23
  • не люблю интернет— эссе и статьи, 05.03.2018 10:07
  • как же многолик человек— эссе и статьи, 05.03.2018 09:33
  • бывает и такое обстояние— философская лирика, 05.03.2018 09:29
  • Вы, христиане, мя простите,— религиозная лирика, 17.02.2018 19:54
  • не покидай нас— авторская песня, 09.02.2018 13:00
  • не люблю шестерок я— иронические стихи, 06.02.2018 14:45
  • возлюбив— авторская песня, 05.02.2018 11:22
  • надежда все же была— авторская песня, 04.02.2018 16:32
  • лишь холодная звезда— авторская песня, 30.01.2018 18:25
  • Неправильность! Depeche Mode— переводы песен, 28.01.2018 22:30
  • запоздалое прости— авторская песня, 28.01.2018 18:13
  • моя дорогая— авторская песня, 26.01.2018 10:09
  • порой покидаешь человека из-за того,— эссе и статьи, 25.01.2018 16:13

Избранные авторы:

Ссылки на другие ресурсы:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Да вот беда сойди с ума и страшен будешь как чума как раз тебя запрут

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 552 671
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 489 104

Бернард Второй Ивернейский – Его величество король Ивернеи.

Далия – жена короля.

Лидия Ивернейская – дочь короля, потенциальная невеста для принца (Восемнадцать лет девке, а она ни о чем кроме книг не думает).

Шесть братьев. Старший, наследник трона Рафаил, дальше идут Адриан, Габриэль, Мигель, Хулио и Эстебан.

Леонард Третий – Авестерский король, брат Имоджин Авестерской, дочь Ларисия.

Киба-дати (яп. стойка всадника) – статичная боевая стойка. Присутствует во многих видах восточных боевых искусств. Название происходит из-за схожести положения человека в этой стойке и положения всадника, сидящего на лошади.

Название «киба-дати» используется в японских боевых искусствах (каратэ, айкидо и др.), в тхэквондо эта стойка называется «аннун-соги». В русском языке данная стойка часто неверно называется «киба-дачи», что вызвано неверной транслитерацией японского термина (через английский – kiba-dachi).

Нахождение в киба-дати является довольно сложным упражнением. Неподготовленный человек может пробыть в этом положении не более одной минуты.

Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Плие (фр. plié, от гл. plier – сгибать) – балетный термин, обозначающий сгибание одной либо обеих ног, приседание на двух либо на одной ноге; «общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом „приседание“». Наравне с подъёмом на полупальцы/пальцы (relevé), вращением и прыжком, является основным элементом хореографии.

Батма́н (фр. battement – взмах, удар от гл. battre – махать, взмахивать, ударять, отбивать такт) – движение классического танца, представляющее из себя какое-либо отведение, приведение или сгибание одной, работающей ноги стоя на всей стопе или на полупальцах (пальцах) другой, опорной – вытянутой или согнутой в колене, а также с одновременным выполнением приседания, подъёма на полупальцы (пальцы) либо опускания на всю стопу.

Батман – общее наименование для всей группы движений; конкретизация достигается при помощи добавления прилагательного (tendu – вытянутый, piqué – колющий, fondu – тающий, grand – большой, petit – маленький и т. д.). Совокупность этих движений – необходимый элемент для совершенствования техники классического танца: с помощью батманов отрабатывается умение правильно отводить ногу и приводить её обратно в позицию, сгибать и разгибать её, вытягивать и поднимать на любую высоту в каком-либо направлении и с любой скоростью.

Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

«Свадьба в Малиновке» – музыкальная комедия Андрея Тутышкина, экранизация одноимённой оперетты Бориса Александрова.

Пан атаман Грициан Таврический:

«Хлопцы недовольны мной. Какой ты, говорят, атаман, если у тебя нету золотого запасу? Батько! Гро́ши. »

Торту́га (Тортю, фр. Île de la Tortue, исп. Isla Tortuga, – «остров-черепаха»; гаит. креольск. Latòti) – скалистый остров в Карибском море к северо-востоку от Наветренного пролива.

Название острова произошло от его формы – при взгляде с Эспаньолы он напоминал гигантскую морскую черепаху. В XVII веке остров Тортю (тогда Тортуга) являлся крупным центром пиратства в Карибском море.

Сначала Тортуга служила убежищем для охотников-буканьеров с Эспаньолы. С 1605 года испанское правительство оставило западную Эспаньолу, но колониальная полиция продолжала нападать на охотников. Гористая и неприступная с севера и с единственной удобной гаванью Бастер на юге, Тортуга служила буканьерам надёжным убежищем. В 20-е годы XVII века охотники построили там небольшой посёлок близ гавани, в котором сдавали жильё заезжим торговцам. Позже посёлок разросся за счёт иммигрантов из Старого Света. Охотники с Тортуги стали подрабатывать пиратством, а после того как в конце 20-х годов в этом районе могущество Испании было существенно подорвано голландскими флотилиями, из гавани Тортуги стали совершать регулярные рейды флибустьеры, первым из которых был, согласно Эксквемелину, некто Пьер Ле Гран.