Новости

Уважаемые пациенты! 31 мая 2017 года– Всемирный день без табака!

Рекомендации межведомственного круглого стола

при Комитете  Государственной Думы РФ по охране здоровья

по вопросам профилактики табакокурения.

Потребление табака, являясь одной из ведущих предотвратимых причин смертности и инвалидности в мире, несет негативные демографические и социально- экономические последствия и представляет угрозу для здоровья населения  Российской Федерации.

С целью создания условий для защиты здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма в 2010 году Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, а также был разработан и принят Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Для оценки эффективности принятых мер Национальным НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено три волны массового опроса населения России «Изучение факторов риска для здоровья человека» за период 2014-2016 годы. Результаты проведенного исследования показали:


      1.   Наибольшее число постоянных курильщиков среди мужчин и лиц в возрасте от 21 до 50 лет.

      2.   Среди некурящей категории граждан каждый пятый (20 %) имеет опыт потребления табачных изделий в прошлом (подавляющее число из которых являлись ежедневными курильщиками - 83 %). Среди бывших курильщиков наибольшая доля респондентов (61 %) приходится на тех, кто отказался от этой привычки более 5 лет назад. За последний год перестали курить порядка 10 % от опрошенных.


      3.   Каждый второй опрошенный курильщик попробовал первую сигарету в возрасте от 15 до 20 лет, при этом каждый пятый - до 14 лет.


      4.   Самые распространенные причины начала табакокурения - влияние ближайшего окружения (63 %), стрессы (20 %).


      По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в результате принятых мер распространенность потребления табака среди взрослого населения снизилось на 6 %, среди подростков- на 10 %.

Тем не менее, показатели распространенности потребления табака очень высоки. В связи с этим, разработка дальнейших мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака является логическим продолжением предыдущего этапа.

  Проект Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу предусматривает снижение распространенности потребления табака среди населения до 25 % к 2022 году и создание условий для ее дальнейшего снижения.

         Достичь указанной цели предлагается за счет:

-снижения распространенности потребления табака на 5-8 %,                 -недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;

-поэтапного увеличения налогов (акцизов) на табачные изделия;

-профилактики распространения новых форм и видов изделий, имитирующих табакокурение и потребляемых путем вдыхания аэрозоля или пара;

-повышения осведомленности граждан о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, а также создания условий, при которых доступ к табачной продукции для граждан родившихся после 2015 года будет недоступен на протяжении всей их жизни.

Участники заседания «круглого стола» отметили особую важность следующих мер, предусмотренных концепцией:


      1.   Просвещение и информирование населения о вреде курения.

      2.   Поэтапное повышение ставок акцизов на табачные изделия до среднего уровня налогооблажения среди стран Европейского региона.

      3.   Методическое обеспечение контроля состава табачных изделий, с целью установления причинно-следственных связей между потреблением табака и связанных с этим заболеваний, определения достоверности предоставляемой информации табачными организациями, в том числе содержащейся в отчете о составе табачных изделий и выделяемых ими веществах, а также дополнительные требования к количественному содержанию веществ, содержащихся в табачных изделиях, или внесение изменений в уже установленные нормативы.


      4.   Запрет использования в организациях общественного питания изделий, которые используются для вдыхания продуктов горения, нагревания или испарения табака, а также вдыхания различных смесей (в том числе кальянов).

      5.   Осуществление регулирования производства, обращения, продвижения и мест потребления электронных средств доставки никотина, не являющихся лекарственными средствами, в том числе запрет продажи их несовершеннолетним, запрет выкладки и рекламы таких изделий, ограничение их потребления и продажи в местах, где запрещены курение табака и розничная торговля табачными изделиями и табачной продукцией.

      6.   Осуществление надлежащего контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека.

      7.   Усиление контроля за исполнением запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака.


      8.   Усиление ответственности за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

      9.   Разработка и включение в образовательные стандарты и программы медицинских средних специальных и высших учебных заведений разделов, включающих сведения о влиянии потребления табака на здоровье человека и эффективных методах оказании медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака.

      10.   Обеспечение маркировки табачных изделий, исключающих ее подделку.

      11.   Повышение ответственности за нелегальное производство табачных изделий, их контрабанду и незаконную торговлю табачными изделиями